Праздник преподобных Лукиана и Корнилия.

Крестный ход в г. АлександровВ Неделю 6-ю, о слепом, мы совершали память преподобных и богоносных отцов настоятелей Лукиановой пустыни Лукиана и Корнилия Александровских чудотворцев и вспоминали чудо от монастырской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, бывшее в 1771 году.

Преподобный Лукиан, основал обитель при запустевшем храме Рождества Богородицы в лесной дебри, именуемой «Псковитиново Раменье» в 1650 году. Матерь Божия впервые явила здесь Свою милость и чудеса еще в конце XVI века. Троекратное чудесное перенесение сюда образа Царицы Небесной из соседнего села люди восприняли как знамение и волю Божию быть на месте сем храму в честь Пречистой Девы, что и исполнили, построив деревянную церковь посреди леса.

Изобильные чудеса и знамения Божий Матери от Ее святой иконы во множестве привлекали сюда людей, но мирная жизнь была прервана смутным временем начала века XVII. Храм, как и весь край Александровский, запустел и обветшал без людского присмотра. Здесь-то и нашел себе место для отшельнического подвига преподобный Лукиан, спустя полвека после всех этих событий, найдя святую икону единственной неповрежденной, среди руин. Восстановив и заново отстроив храм, решил он создать при нем и монашескую обитель, к чему подвигли его пришедшие под его руководство благочестивые люди. Не без искушений исполнилось святое дело, не раз подвижники были разгоняемы и избиваемы по зависти врага рода человеческого диавола. Но не может враг долго противиться воле Божией, обитель в честь Рождества Богородицы возникла, и преподобный Лукиан стал первым ее  настоятелем.

Почил преподобный в 1655 году, пробыв настоятелем 5 лет, в день храмового праздника монастыря – Рождества Богородицы, обещав не оставлять обитель своим заступничеством, если сподобится милости Божией и Царства Небесного. Он был погребен подле воссозданного им храма, а обитель, возникшая его трудами, со временем стала называться Лукиановой.

Незадолго до кончины, основал Лукиан и девичий монастырь в честь Успения Матери Божией в г. Александрове по просьбе боголюбивых горожан. Он был отцом для обеих обителей, и достойным продолжателем его трудов  стал преподобный Корнилий, избранный братством Лукиановой пустыни в настоятельство в 1657 году. Корнилий расширил и обстроил каменными храмами и зданиями обе обители, его знали, ценили и уважали как богоносного старца люди царского рода, и даже сам благоверный государь земли Русской Феодор Алексеевич, бывший с паломничеством в Лукиановом монастыре 3 раза. Но особенно потрудился преподобный Корнилий в устроении женской Успенской обители, где провел остаток дней до самой кончины в 1681 году. Подвижник был погребен в подклети храма Св. Троицы, построенного его трудами.

Так возникла незримая духовная связь между монастырями, которая с особенной силой проявилась в 1771 году, когда при строителе иеромонахе Иоанникие  над Россией пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду проводились крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей, историей засвидетельствовано немало случаев, когда после такого всенародного моления грозная опасность отступала.

Подобное чудо случилось и в граде Александрове. Местные жители с горестной мольбой обратились за помощью к Божией Матери и Ее угодникам Лукиану и Корнилию. И после крестного хода с монастырской чудотворной иконой Рождества Богородицы из Лукиановой пустыни в Успенский женский монастырь, с обнесением образа вокруг города, чума отступила.

Традиция этого крестного хода была установлена еще святым Лукианом в 1654 году, когда Преподобный принес ее для освящения Успенской церкви в учрежденной им женской иноческой обители. После его смерти крестный ход совершался ежегодно в августе на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Теперь же, в память чудесного избавления города от смертельной опасности, он стал совершаться в Неделю 6-ю после Пасхи, о слепом, и продолжается по сей день с перерывом богоборческих лет.

С тех пор Лукиановская икона Рождества Богородицы стала известна повсюду, и доныне состоит в списке чудотворных икон Царицы Небесной, известных всем православным людям, а преподобные Лукиан и Корнилий стали почитаться в народе как святые. В память о чуде была построена каменная часовня над местом погребения преподобного Лукиана. Она была около шести метров высотой. На гробнице лежала деревянная доска с изображением преподобного Лукиана в полный рост, в руке Преподобного был свиток с текстом его духовного завещания.

За время богоборчества святая икона та была утрачена, и традиция крестного хода прервалась, но милостью Божий, после открытия обители в 1991 году музее г. Александрова был обретен список чудотворного образа, носившийся в XIX веке на крестные ходы вместо оригинала, т. к. древнюю икону в то время уже оберегали. А почитание преподобных Лукиана и Корнилия как святых было возобновлено и узаконено в 1984 году решением Патриарха Пимена. Так был посрамлен враг-диавол и в этот раз. Само открытие-возобновление Лукиановой пустыни оказалось связано с возобновлением  крестного хода и состоялось в 6-ю Неделю по Пасхе 21 мая 1991 года.

12 мая праздник начался малой вечерней с акафистом прп. Лукиану. Службу возглавил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Всенощное бдение провели своими силами. На следующий день 13 мая служение ранней литургии возглавил епископ Муромский и Вязниковский Нил. Он же шел во главе  крестного хода в г. Александров. По пути к нам присоединились прихожане и священники приходов храма вмч. Димитрия Солунского д. Бакшеево, прп. Серафима Саровского, Боголюбской иконы Божией Матери и Рождества Христова г. Александрова. Вместе мы пришли к святым вратам Успенского женского монастыря, где прошел праздничный молебен, в котором участвовали все три архиерея Владимирской митрополии: митрополит Евлогий (Смирнов), архиепископ Евстафий (Евдокимов) и епископ Нил (Сычев).

Этой службой достойно закончилось архипастырское служение на Александровской земле архиепископа Евстафия, который на следующий день решением Священного Синода был отправлен на покой. Новым правящим архиереем Александровским и Юрьев-Польским стал епископ Иннокентий (Яковлев), бывший Нижнетагильский и Невьянский.

Будем же молить Пресвятую Деву, заступников наших Лукиана и Корнилия, чудотворцев не оставлять нас своим заступничеством и предстательством пред Богом во все дни жизни нашей!

Комментарии закрыты.