Неделя 6 по Пятидесятнице.

Фреска Лукиановой пустыни "Исцеление расслабленного"Наш век — век расслабления. Каждый из нас пытается молиться, что-то сделать с собой, но видит, что ничего не получается. Подвижников почти совсем не осталось, когда мы читаем жития святых, нам кажется, что не может быть, чтобы люди так постились, молились, делали такие добрые дела, чудеса. А ведь в христианстве чтобы жить праведно, нужно совершать подвиг: не давать греху действовать в себе, стремиться к добродетели. Но сил у человека нет, и поэтому наше время — время малых дел. И в сегодняшнем евангельском чтении нам дан пример. Расслабленный человек ничем не мог Богу доказать свою верность: ни поклонов класть, ни Писание читать, ни к святым местам съездить. Но он мог веровать. Вера — это постоянное устремление в Царствие Божие. И когда этот человек прошел определенный ему Богом жизненный путь и потерпел на нем, Господь, видя его веру, восставил его от одра болезни.

Это Евангелие вселяет в нас надежду — даже то барахтанье, которое мы совершаем на духовном поприще, не напрасно. В нашей душе действует всякое зло, и мы не в состоянии это исправить, у нас нет на это духовных сил. Поэтому нам нужно терпеть — и внешние обстоятельства, и самих себя. И этим терпением мы будем приготовлять свои души для Царствия Небесного. Надо идти путем христианским пусть самыми маленькими шагами, постоянно веровать, что придет время — и Господь нас восставит одному Ему ведомым образом. Сейчас нужно быть хотя бы нормальными людьми, на которых можно положиться, которые не врут, не хамят, не коварны, ведут себя прилично. И пусть с точки зрения христианского идеала это будет далеко до совершенства, но на общем фоне полной расслабленности — уже подвиг.

Прежде всего, надо научиться терпеть самих себя, потому что страсти, которые кипят в нашей душе, приносят нам большие страдания. И если не хватает сил эти страсти преодолеть, мы должны не давать им воли, не позволять, чтобы они проявлялись, с помощью Божией, взывая к Богу. И потом, когда мы научимся удерживаться в словах, мы сможем воздерживаться и в мыслях. И так постоянно, терпя себя, мы будем управлять себя к Царствию Небесному. Подвиг должен заключаться в этом постоянном контроле над собой, и наш труд даром не пропадет. Один великий подвижник сказал: «Мы исполнили заповеди Божии, а те, которые будут жить после нас, исполнят половину». Его спросили: «Ну а те, кто будут жить в последние времена?» «Они, — говорит, — не исполнят ни одной заповеди Божией, но в мире будут такие скорби, что если они их перетерпят, то по благочестию превзойдут нас и будут перед Богом выше нас».

Многие из нас и в храм пришли не сами и даже не могут толком объяснить, как это получилось. За чьи-то молитвы мы получили дар веры, не ударив сами палец о палец. Почему так получилось? Каким образом Господь нас всех избрал? Это мы узнаем после смерти.

Так Господь устраивает наше спасение. И если мы все время будем усердствовать в этом терпении, Господь нам пошлет благодать, и укрепит нас. Господь дал нам жизнь, и она очень трудна. У многих людей такие невыносимые скорби, что наши — ничто по сравнению с ними. А ведь люди терпят. И вот прожить эту жизнь и остаться верным Богу, приобрести смирение, то есть согласиться с этим крестом, только таким образом можно спастись.

Комментарии закрыты.