Рождество Богородицы.

Икона Рождества БогородицыРождество Божией Матери – плод любви Бога к человеку. «Почему Слово Божие медлило в течение долгих веков воплотиться, видя страдания рода человеческого? — спрашивает святой Димитрий Ростовский. — Потому, что не было на земле Той, Которая могла бы стать достойным вместилищем Бога Живаго». Весь искупительный Промысел Божий, все надежды человечества устремлены к этому дню.

Сегодня мы празднуем день рождения того совершенного человеческого существа, которое Бог имел в виду, когда сотворил первого человека. Рождается Дева Богоотроковица, и в Ее рождении разрешается неплодство поврежденного грехом человеческого естества.

Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была приготовлением к раскрытию на земле этой великой и страшной тайны, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Матерь Божия является неизменной спутницей всей Его земной жизни, соучастницей Его искупительных страданий и первой свидетельницей Его Воскресения. Первая из рода человеческого, Она входит в Горний Иерусалим — Царство Небесное не только Своей бессмертной душой, но и Своей воскрешенной Господом плотью.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы особенно близок тем, кто только вступает на путь духовного восхождения: рождение Превечного Христа Бога, совершившееся в жизни Богоматери по естеству, по благодати должно будет  иметь место и в их жизни. И в этом делании ни у кого из святых мы не можем найти такой скорой и действенной помощи, как у Божией Матери.

История нашей обители тесно связана с этим праздником.

В 1594 году в селе Игнатьево однажды пропала главная храмовая икона Рождества Богородицы. После долгих поисков и молитв икону нашли в близлежащем лесу, стоящую, как написано в монастырской летописи, «на воздусе». Икона с благоговением и страхом была отнесена обратно в храм, но через некоторое время все повторилось вновь: необъяснимое исчезновение иконы из храма, появление ее в том же пустынном месте и стояние «на воздусе». Икона во второй раз была возвращена в храм и вскоре снова явилась на пустынном месте. Тогда священник Григорий обратился к святителю Иову, Патриарху Московскому с просьбой благословить перенесение деревянного храма из села Игнатьева на место чудесного явления иконы. Благословение Святейшего Патриарха было дано, и храм и икона были перемещены на новое место.

В Смутное время церковь была разграблена и долго находилась в запустении. Крыша прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы сохранилился неповрежденным.

В 1640 году сюда пришел преподобный Лукиан, после долгих поисков обретший здесь место для своих духовных подвигов. Вскоре по молитвам Матери Божией и усилиями подвижников веры, под руководством богомудрого старца Лукиана, образовалась новая обитель в честь Рождества Богородицы. Многие искушения ждали ее насельников, и особенно преподобного Лукиана. Его дважды изгоняли отсюда и разоряли дело рук его. Но Матерь Божия не оставляла Своим заступничеством Свой храм и Свою обитель, и со временем она расширилась и особенно расцвела уже после смерти преподобного Лукиана при его приемнике преподобном Корнилии.

Первый деревянный храм за ветхостью был разобран уже при преподобном Лукиане в 1649 году и на месте его построен новый, тоже деревянный. В последние годы XVII века началось строительство пятиглавого каменного собора на том же месте. Собор был освящен в 1712 году в настоятельство Лукиановой пустыни строителя Авраамия. При освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича, царевны Мария Алексеевна и Феодосия Алексеевна. В 1850 году паперть, окружавшая собор, снаружи была украшена изразцами с орнаментом, которые были изготовлены на монастырском заводе. Верх собора был расписан фресками двенадцать великих праздников. Собор украшало крыльцо из белого камня.

 После закрытия монастыря в революционное время, в 1927 году верующие города Александрова обратились к властям с просьбой передать в действующий собор изъятую чудотворную икону Рождества Богородицы. Но просьба тогда не была удовлетворена, а в настоящее время местопребывание явленной чудотворной Лукиановской иконы Рождества Богородицы остается неизвестным.

Икона Рождества Богородицы Лукиановой пустыни издревле прославилась своими чудотворениями. Известно более десятка чудес, произошедших от этой иконы, записанных в летописи обители. Например, в 1676 году в пустынь привели человека по имени Порфирий из села Белоозерова, расположенного недалеко от Переславля. Порфирий был мучим бесом: никого не узнавал и не подпускал, всех хватал руками, царапал ногтями и говорил бессвязно. В то время строителем был преподобный Корнилий, который вместе с братией молился о нем Богу и Пресвятой Богородице. Тот человек пробыл в обители несколько дней и благодатью Божией и молитвами Пресвятой Богородицы получил исцеление, и вернулся домой, радуясь и славя Бога и Пресвятую Богородицу.

В 1771 году после крестного хода с чудотворной иконой Рождества Божией Матери прекратился мор, свирепствовавший тогда во всей Александровской волости. С тех про этот крестный ход стал ежегодным и собирал большое число паломников. После возобновления обители в 1991 году этот крестный ход был возобновлен, и с этого крестного хода и началась новейшая история обители, во все времена тесно связанная с почитанием Божией Матери и особенно праздника Ее пречистого Рождества.

Мощи прп. Лукиана

Сегодня торжественное богослужение в престольный праздник обители возглавил Преосвященнейший Иннокентий, епископ Александровский и Юрьев-Польский, впервые посетивший наш монастырь после своего назначения на Александровскую кафедру.

Пресвятая Богородица, помогай нам!

Комментарии закрыты.