Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.

Торжество Православия.Этот праздник был установлен в 843 г., в первое воскресенье Великого Поста, в свя­зи с окон­ча­тель­ной по­бе­дой Церкви над ере­сью ико­но­бор­че­ства (осуж­ден­но­го еще на VII Все­лен­ском со­бо­ре в 787 г.), а также в память обо всех великих Отцах и учителях Церкви: богословах, иерархах, священниках, монахах и мирянах, посвятивших свою жизнь борьбе за защиту церковного учения от ересей.

«Православие есть истинное Богопознание, поклонение Богу Духом и Истиной. Православие есть прославление Богом человека дарованием ему благодати Всесвятого Духа. Где нет Духа, там нет Православия. Где нет Православия, там нет спасения. Драгоценное сокровище – учение Святого Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. В нем – залог нашего спасения.

Чтобы сохранить этот залог, Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаной, наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и должно быть отвергнуто и устранено. Причиняют вечную смерть все учения человеческие, вводящие свое умствование в Богом открытое учение о Боге. Ереси, отчуждив дух человеческий от Бога, соединив его с духом сатаны по богохульству, подвергают его порабощению страстей. В сочинениях нынешних ересиархов богохульство соединено с выражениями разврата и кощунства. При чтении их соединение духа ересиархов с духом сатаны делается очевидным.

Ереси, будучи плодом плотского мудрования, изобретены падшими духами, возгордившимися над Самим Богом. Оттого падение их глубоко, и язва вечной смерти неисцелима. Грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех. Падшие духи стараются его прикрыть красноречием, возвышенной философией. Они погубили посредством ереси целые народы, незаметно заменив христианство богохульным учением. По этой причине очень затруднительно обращение из ереси к Православию, гораздо затруднительнее, нежели из неверия и идолопоклонства.

Ересь, будучи грехом смертным, врачуется искренним преданием ее анафеме. Церковь принимает еретиков, когда они искренне предадут анафеме свою ересь, и немедленно удостаивает их Святых Тайн. Врачевство анафемой всегда признавалось необходимым святой Церковью от недуга ереси.

Провозглашает Церковь:

Пленяющих разум свой в послушание Божественному Откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем.

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божия, по случаю, анафема.

Говорящим, что Бог – не дух, а вещество; также не признающим Его праведным, милосердным, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления, анафема.

Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; не исповедующим, что Отец, Сын и Дух Святой – един Бог, анафема.

Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужны пришествие в мир Сына Божия по плоти, Его вольные страдания, смерть и воскресение, анафема.

Не приемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом, анафема.

Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою, анафема.

Неверующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов, чрез них возвестил нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовал его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину, анафема.

Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение, анафема.

Отвергающим Таинства Святой Христовой Церкви, анафема.

Отвергающим Соборы Святых отцов и их предания, согласные Божественному Откровению, благочестно хранимые Православно-Кафолическою Церковью, анафема.

В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви. Аминь».

Из слова свт. Игнатия (Брянчанинова) в Неделю Православия.

Комментарии закрыты.