Неделя 17 по Пятидесятнице.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.,6:31-36).

Слова Евангелия, которые мы слышали сегодня, имеют очень важное значение для спасения, это – самое сердце жизни христианской. Господь сказал, что две заповеди – любовь к Богу и к человеку – наиглавнейшие в Ветхозаветном законе. А в любви к врагам заключается дух Нового Завета, нравственная сила Евангелия. Это, как и Крест Господень, кажется безумием миру, поклоняющемуся своим идолам и кумирам.

Многие не понимают эту заповедь, или понимают ее превратно. Любить врагов – не значит любить их грехи и преступления. Мы можем бороться со злом, но в то же время любить совершающего это человека, видеть в нем сияющий образ Божий, бесценный алмаз, хотя и брошенный в грязь.

Некоторые понимают величие заповеди о любви к врагам, но отказываются верить, что человеку возможно исполнить ее. Евангельские заповеди в одно и то же время трудны и легки. Легки потому, что душа наша по природе христианка, в нас заложена потребность любить друг друга; а тяжелы потому, что нашей гордыне свойственно ненавидеть. И чтобы исполнить заповедь о любви к врагам мы должны стяжать добродетели, приводящие к любви: смирение, милосердие и воздержание.

Когда мы испытываем ненависть к человеку, то должны вспомнить о том, что все мы смертны. Настанет час, когда и мы, и враг наш будем лежать в земле. Тела сгниют, а души будут стоять рядом перед Престолом Божиим в трепете ожидая Суда. Если бы мы могли видеть зияющую пропасть ада, то были бы готовы простить все обиды человеку, только бы он не попал в ту страшную геенну.

Когда злоба кипит в сердце, вспомним, что и враг ваш – это тоже образ и подобие Божие. У каждого человека есть Ангел-хранитель, если прощать врагу своему, радуется его Ангел, молится за вас, и вместе с ним молится за вас все Воинство Небесное.

Церковь, как мать, страдает от наших грехов, от вражды друг ко другу и радуется нашему спасению. Когда вы прощаете человека, то и Господь прощает вас, а враги – первые наши благодетели. Ведь унижая и оскорбляя нас, они вычищают гной из наших язв. Нужно молиться о своих врагах. Господь, по словам Иоанна Златоуста, одну человеческую душу любит так же, как и все человечество в целом. Он пришел на землю и распялся за каждого человека, значит и за вашего врага. И ужаснитесь нашей дерзости, когда мы человека – образ и подобие Божие, считаем врагом и проклинаем его.

Когда мы прощаем человека, то чувствуем в душе мир и счастье. И чем больше была нанесенная нам обида, и чем наше прощение искреннее и глубже, тем выше и светлее эта радость. Бога не вмещают небо и земля, но вмещает человеческое сердце. Если мы исключим из своей любви хотя бы одного человека, то Господь покидает нас, а с Ним радость и свет.

Комментарии закрыты.