Неделя 23 по Пятидесятнице.

Притча о милосердном самарянине.

Милосердный самарянинИ вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк.10:25-37).

Ко Христу пришел человек с вопросом: кто ближний мой, которого нужно возлюбить как самого себя? Господь в ответ произносит притчу. На человека напали разбойники и сильно изранили его. Мимо шел священник, но прошел мимо. Потом шел левит (слуга иерусалимского храма), и тоже прошел мимо. Почему они так сделали?

Дорога в Иерихон проходит через страшную пустыню: вокруг ущелья, горы, полное безлюдье. По этой дороге из Иерусалима в Иерихон идти примерно 40 км, то есть целый день и если задержишься, то можешь пропасть. Поэтому священник и левит прошли мимо. За ними шел самарянин. Самаряне не сохранили в чистоте веру и уклонились в язычество. Поэтому иудеи смотрели на них как на предателей: не здоровались и не разговаривали. И этот самарянин оказался милосерднее, чем священник и левит. Он остановился, облегчил боль израненного человека, обработал его раны, положил на своего осла, привел в гостиницу.

В Святой Земле считают эту притчу подлинным событием, маленькая гостиница и сейчас стоит там в память о Милосердном Самарянине. Приведя пострадавшего в гостиницу, он продолжал ухаживать за ним, а потом поручил уход хозяину гостинцы, дав ему для этого деньги.

Рассказав эту притчу, Господь спрашивает: «кто же из этих людей был ближним попавшему к разбойникам?» Спрашивающий отвечает: «тот, кто сотворил ему милость». И тогда Господь говорит: «иди и твори также».

В этом ответе – целое учение. Ближний – это тот, кто нуждается в помощи, кого Господь послал на жизненном пути. Если на моем пути встретился человек, которому нужна помощь, то я должен помочь ему и возлюбить его, как самого себя.

Каждый день мы встречаем на своем пути людей, которые стали жертвой если не бандитов, то разбойников духовных – злых духов. Часто Господь ведет нас таким путем, чтобы мы увидели этого человека и оказали ему помощь. И Евангелие говорит, что не так уж много требуется для исполнения заповеди Божией о любви к ближнему. Ведь самарянин довел изувеченного до ближайшей гостиницы, даже не изменив маршрут, по дороге сделал добро. Сострадание нашлось в его сердце, и он довольно легко оказал помощь, которой оказалось достаточно для спасения человека.

Этой притчей Господу объяснил две самые главные заповеди: «возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим…» и «возлюби ближнего своего, как самого себя». Эти заповеди являются средоточием учения Христа. И если мы утратили любовь в своем сердце, не умеем сострадать, то напрасно будем называть себя христианами, соблюдать уставы, посты. Но если человек научился любить Бога и ближних, тогда он спасен, тогда он действительно принял Христа в свое сердце. Сегодняшнее Евангелие обращено к каждому из нас: ведь мы не умеем сострадать, пожалеть. Господь сегодня снова зовет нас на путь подлинного христианствам – путь любви к Богу и ближнему.

Комментарии закрыты.