Неделя о мытаре и фарисее.

Мытарь и фарисей

Притча о мытаре и фарисее.

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:9-14).

Основанием духовной жизни является добродетель смирения. Смирение противоположно гордыне, именно об этом говорит сегодняшняя притча.

Фарисеи в совершенстве знали закон, Священное Писание, носили особые одежды, часто напоказ молились, носили на лбу повязку с коробочкой, в которой были свитки с цитатами из Священного Писания. Они были ревнителями закона Моисеева, считали, что соблюдение отеческих преданий доставит народу израильскому господство в этом мире. Всё это развивало в них гордость.

Мытари считались скверными, падшими людьми, тяжелыми грешниками; они обирали свой народ в пользу римлян и брали лишнее в свою пользу. Мытарь был образом самого страшного грешника, в иудейском народе.

Я, говорил фарисей, не такой, как этот мытарь – ревнитель отеческих преданий, стою за народ, стараюсь его научить, вразумить, освободить. «Мытарь плохой, а я хороший», — вот главная мысль молитвы фарисея.

Часто мы с вами, делая добрые дела, в эту бочку меда добавляем ложку дегтя – гордыни. И эта гордыня все наши добрые делает бессмысленными. Как только человек добавляет к своему покаянию хоть каплю гордости, все делается напрасным – он не сможет покаяться, очистить свое сердце. Гордыня препятствует очищающему действию благодати Святого Духа.

Мытарь ничего хорошего не делал. Он жил обманом, насилием, отбирал неправедно деньги у людей и от этих денег богател. Он действительно был тяжкий грешник. Но вот он пришел в храм, встал в дальнем углу, потому что не смел подойти ближе. Он не смел поднять голову, он только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!»

И Богу было угодно его смирение, потому что покаяние его совершилось – для этого нужно было смирение.

Только смиренное сердце может познать Бога и соединиться с Ним. Как только в сердце человека поселяется гордыня, так вход в это сердце для Бога делается закрытым.

Человек говорит: я бы хотел быть христианином, быть добрым, но не могу. Я молюсь, но нет в моей молитве умиления. Я прошу у Бога – и нет у меня чувства, что Он меня слышит. Я каюсь, а легче мне не становится. Я пытаюсь бороться со своими недостатками, но они по-прежнему господствуют во мне. Я делаю добрые дела, но совесть моя не успокаивается от них. Я хочу верить в Бога, но в сердце моём царит уныние. Я забываю о любви самых близких мне людей, начинаю видеть врагов в своих братьях и сестрах, я начинаю подозревать всех в том, что я им не нужен, они черствые, плохие.

Эти мысли изобличают поражение человека гордыней, сердце его видит всё в кривом зеркале. Всё искажено неправдой, ведь для того, чтобы увидеть истину, нужно смотреть с точки зрения Бога. Это невозможно для гордого человека. Смиренный же не смотрит на то, как к нему относятся, но видит, как другие любят Бога: молятся, верят, стараются делать хорошие добрые дела, живут христианской жизнью. Если нет гордыни в человеке, если он стяжал смирение, то никакое искушение не может даже приблизиться к нему.

Но как стать смиренным? Этому нужно учиться – так же, как мы учимся грамматике, арифметике, языку, музыке, каким-то другим наукам. Каждый день нужно упражняться, делать новый шаг. Уроки Господь преподает нам каждый день во множестве. Все мелкие уколы, обиды, скорби, неприятности, жизненные трудности, которых очень много, мы можем использовать для того, чтобы научиться смирению. И когда мы захотим исправиться, по-настоящему стать христианами, радоваться, если Господь смиряет нас – все станет другим и начнется наша духовная жизнь. Как только начнешь смиряться – благодать Божия придет к тебе и все начнет получаться на любом месте.

Вот о таком простом законе духовной жизни говорит сегодня нам Сам Господь и Святая Церковь. И если мы постараемся эти три подготовительные недели, а потом Великий пост провести так, как должно, в духовной работе над собой, скоро всё станет по-другому. Счастье, легкость, свобода и радость будут наполнять наше сердце, и все будут любить нас, и нам будет со всеми хорошо.

Комментарии закрыты.