Неделя 3-я по Пасхе, о расслабленном.

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. (Ин., 5:1-15).

Этот евангельский рассказ обращает на себя особое внимание как содержащий урок осмысления болезни и страдания в мире и открывающий взаимосвязь греха и болезни.

Вопрос Господа Иисуса к больному: «Хочешь ли ты быть здоров?» имел целью раскрыть внутреннее состояние этого человека. Ответ показал, что расслабленный стяжал в своем страдании высокую духовную чистоту. Он не озлобился ни на Бога, ни на людей. Несмотря на 38 лет страданий не потерял надежду на милость Божию и на выздоровление. Ведь имеет надежду на исцеление души и тела лишь тот, кто с истинным разумом воспринимает все, случающееся с ним.

Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Начальная причина страданий человеческих – грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если, при постигших его печалях, немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим» (Свт. Игнатий, еп. Кавказский. Поучение в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих). Осознание себя грешником, заслуживающим всякого наказания Божия, помогает человеку со смирением и надеждой на Бога проходить свой скорбный жизненный путь.

О взаимосвязи же греха и страдания говорит нам тот факт, что, когда Господь снова встретил исцеленного Им человека, то сказал: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Святитель Феофан Затворник, рассуждая об этих словах Господа, поясняет: «Грех не душу только поражает, но и тело. … Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств» (Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).

Окончание повествования о расслабленном – слова не греши больше, чтобы не случилось с тобой, чего хуже – не ему одному увещание. Это предостережение каждому из нас: действие греха имеет свое продолжение в вечности. И если ты постоянно грешишь, не желая при этом менять своего пути, то имей в виду: впереди тебя ждет пропасть, то есть окончательная погибель. От чего да избавит нас Господь.

Комментарии закрыты.