Неделя 6-я по Пятидесятнице.

Проповедь исцеление расслабленного; Лукианова пустынь

Евангелие в повествовании об исцелении расслабленного предлагает различные суждения свидетелей исцеления.

Принесли к Иисусу расслабленного, и когда Он сказал расслабленному: «отпущаются ти греси твои» (Мф. 9:2), некоторые из книжников сказали: Сей богохульствует (Мф. 9:3). Вот одно суждение о чуде! А когда народ увидел чудо исцеления расслабленного, то прославил Бога (Мф. 9:8). Вот другое суждение о чуде!

«Сей хулит» — чье это суждение? — Книжников – образованных, просвещенных, ученых. Какая неожиданность! Простой народ, хотя еще и не познает Бога в лице Иисуса, однако, в Его чудесных действиях признает силу Божию и прославляет Бога. А люди образованные при виде тех же самых действий обвиняют Иисуса в Богохулении. Отчего это происходит?

Оттого, что народ, хотя и не просвещенный, искренне следовал внушению здравого смысла и доброй совести, а просвещенных ослепила гордость. Они воображали, будто Бог не может действовать иначе, как по законам мудрости иудейских книжников.

Не могут ли встретиться и ныне люди, которые почитают себя способными произносить суд над таинствами веры, над мудростью Церкви, над делами Провидения Божия в роде человеческом? К христианским мудрователям, к нам, простирает Апостол увещание: «мудрствуйте в целомудрии, скромно, с благоговейно-разумной осторожностью, не выходя из пределов смиренномудрия, по мере веры» (Рим. 12:3).

Что подобные опасения не излишни, свидетельствует и современная печальная действительность. Ведь не так давно жило поколение «книжников», которые не только утратили веру в Бога, во Христа и в Церковь, но и старались доказать научно, что могут обойтись без них. Мечты их, к сожалению, сбылись. На смену слабовольных мечтателей явились сильные, одержимые духом беснования, разрушители. Они разрушили старое, но на развалинах его создали не Царствие Божие, а царство антихриста, в котором люди жестоко мучаются под тяжким гнетом насилия, голода и нужды.

Есть иной род «книжников», не менее опасный, чем первый, для всех малоопытных и не твердых в вере христиан. Они не отрицают ни Бога, ни Христа, ни Церкви, но хотят «обновить», «углубить» и «очистить» его от случайных исторических наслоений и покровов. Что сказать об этих «книжниках»?

Это — волки в одеждах овчих (Мф. 7:15). «Они вышли от нас, но не …наши» (1 Ин. 2:19), хотя бы в уста свои они влагали Божественные глаголы. Точно так же проявил себя первоначально тот, кто искони сделался изобретателем клевет, — диавол, который, когда говорил с Евой, прежде скрыл себя под личиною, а потом обольстил ее. Хотя они и читают Священные писания, но нимало не обращают внимания на то, в каком виде и смысле преданы они святыми мужами и отцами Церкви.

Основание нашей веры — определения Евангелия, проповедь Апостолов, свидетельство Пророков, учения Отцов, постановления Вселенских Соборов. Мы должны быть учениками их, и только с ними необходимо должны мы согласоваться.

Христе Свете Истинный! Просвещай нас Твоим светом, вразумляй нас Твоим словом, руководи Твоею премудростью; дух смиренномудрия даруй нам, да низлагает он в нас всякое возношение, взимающееся на разум Божий (2 Кор. 10:4—5), да познаем, как недостаточна и ненадежна мудрость мира, которая все легко судит и осуждает, но никого спасти не может. Тебе да исповедуем, Тебе да последуем, Твоим спасительным делам да дивимся, Тебе да прославляем, Христе, Божия Сила и Божия Премудрость!

Из проповеди святителя Феофана (Быстрова).

Миниатюра – фреска собора Рождества Богородицы Лукиановой пустыни «исцеление расслабленного».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *