Неделя 21 по Пятидесятнице.

Исцеление гадаринского бесноватого.

Лукианова пустынь, неделя 21, исцеление гадаринского бесноватогоИ приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?

 умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус. (Лк.8:26-39)

Рассказ ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла, бесов, которые всячески стараются его поработить, не оставить в нем ничего, что не было бы им подвластно. Эти силы бесовские можно назвать всеми названиями греха человеческого: если только мы даем власть в себе какому-либо греху, мы делаемся рабами греха. И если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека: всю жизнь прожить как оружие зла на земле, в безумии, в страдании, в творении зла.

Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос их послал в стадо свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту: выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что все зло, которое мы творим, даем власть над собой – это именно осквернение и предельная нечистота. А предел этого порабощения – в судьбе свиного стада: оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко всем нам в совокупности: к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям.

И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним – вся трагедия Вселенной, и Он, видя ее воплощенной в одном человеке, оставляет все ради того, чтобы спасти этого человека. Умеем ли мы забыть о больших задачах, о которых мечтаем, ради того, чтобы сосредоточить свое внимание, отдать свое сердце до конца одной-единственной нужде, которой мы можем помочь?

И третий образ – это образ людей гадаринских, которые знали, в каком состоянии этот бесноватый, видели ужас его бесноватости и слышали, что Христос его исцелил и какой ценой: цена была погибель их стада. И они пришли к Христу, прося Его уйти, оставить их пределы, не творить более чудес, которые им «дорого стоят». Они просили: Уйди от нас! Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас накладны – уйди!

Нам надо подумать о себе. Мы можем себя увидеть в образе бесноватого – каждый из нас во власти тех или других страстей. Мы все в той или другой мере под властью темных сил, а это и есть их цель: овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным как орудием зла. Они могут творить только через нас, но одновременно сделать нас не только творцами зла, но и страдальцами.

Подумаем о себе по отношению к другим людям: не стараемся ли мы над ними властвовать, поработить, сделать из них орудия нашей воли? Всякий из нас может в себе найти именно такие свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.

И наконец, подумаем: мы Христовы. Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь Христов, крестный, жертвенный путь, который может дать свободу другим, если только мы оторвемся от всего того, что нас занимает, ради того чтобы обратить внимание на одну реальную, жгучую нужду? Подумаем об этом; потому что Евангелие – призыв и вызов: где ты стоишь, кто ты, с кем ты? Каждый из нас должен себе ответить, и ответить Богу: кто мы? где мы? Аминь!

Из проповеди митрополита Антония Сурожского,

10 ноября 1991 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *