26 ноября в 10.00 состоится панихида в частично восстановленной усыпальнице дворян Собакиных под собором Рождества Богородицы
Усыпальница дворян Собакиных упоминается в литературных источниках: Н. С. Стромилов «Лукианова пустынь», 1877 г., В. В. Косаткин «Монастыри и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов. Ч. 1: Монастыри», 1900 г., В. Орлов «Описание церквей и приходов. т. 1, 1886 г.», «Труды Владимирской ученой архивной комиссии, т. 4», 1902 г.
Вот одно из описаний:
«Под храмом подвалы; в них в склепах погребены: семейство Собакиных (5 чел.), потомков Василия Собакина, дочь которого Марфа была супругой Иоанна IV Васильевича, Александровской слободы городовой приказчик Кондрат Никифоров Домнин и игумен Лукиановой пустыни Авраамий.
Над склепом Собакина лежит надгробный камень 3 ар. Длины, 1 ар. ширины и 1 ар. вышины, обделан в форме гроба с выпуклой надписью по сторонам: «Оружейной конторы главный судья, депутат и ордена св. Анны кавалер Михайло Григорьевич Собакин; на передней стороне выпуклый герб с Георгием Победоносцем посредине, прочие украшения выпуклые же.
Против прочих склепов на стенах выпуклые надписи; разобрано: «На 1-й: «…супруга Михаила Васильевича Собакина Окольничаго».
На 2-й: «….дщерь окольничего Михаила Васильевича Собакина, которая преставилася….». Остальные надписи выпуклые же, но сильно попортились».
После закрытия монастыря в 1923 г. все погребения в усыпальнице были осквернены, раскопаны и разрушены. Кирпичные саркофаги вскрыты и частично разрушены. Надгробные плиты и плиты с надписями в стенах усыпальницы разбиты.
Такая картина предстала взору сотрудников Александровского художественного музея весной 2016 г. в первый осмотр собора Рождества Богородицы. Увы, прав барон Н. Врангель: «Русские люди делали все возможное, чтобы исковеркать, уничтожить и затереть следы старой культуры. С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и с усердным вандализмом несколько поколений свело на нет все, что создали их прадеды». (Барон Н. Врангель. «Старые усадьбы»).
Ни один здравомыслящий человек, увидев, не оставит разрытой могилу своих предков – решили они и постарались придать захоронению благопристойный вид.
При очистке усыпальницы и прилегающего с западной стороны подвала от строительного и бытового мусора, неведомо, когда сброшенного через люк в потолке из галереи Собора в подвал, тщательным образом был просмотрен каждый «мусорный сантиметр». Среди находок – обломки белокаменных плит с резьбой, два обломка с надписями, практически уничтоженными, мелкие фрагменты орнаментированных металлических решеток, фрагменты кованых решеток.
Удалось прочитать надпись на металлической пластине, частично расколотой: «….возведен в сан игумена в…899 г.». По документам Свято-Лукиановой пустыни выяснилось, что 58-й настоятель монастыря архимандрит Агафангел был назначен на должность настоятеля Лукиановой пустыни (возведен в сан игумена) 6 июля 1899 г., а 22 октября 1906 г. он был убит в своей келье разбойниками при вооруженном нападении на монастырь.
Дальнейшие исследования продолжились в Музее архитектуры имени Щусева, в отделе письменных источников и в отделе ИЗО Государственного исторического музея. К сожалению, в архивах пока не удалось найти фотографических снимков усыпальницы, или внутреннего убранства собора Рождества Богородицы. Фотография собора, датированная 1926 г. была предоставлена Музеем архитектуры им. Щусева.
В ОПИ Государственного исторического музея, изучая рукописные документы Н. С. Стромилова обнаружились листы рукописей с более подробным поименным описанием захоронений в усыпальнице (ф. 195, ед. хранения 41, «Лукианова пустынь. Исторический очерк», 1877 г.) Таким образом были найдены имена жены и дочери окольничего М. В. Собакина, даты их жизни и смерти. Предстоит еще найти чье захоронение из рода М. В. Собакина осталось безымянным, т.к., говорилось ранее, надписи на надгробиях были утрачены.
В Русской родословной книге князя А.Б. Лобанова-Ростовского (т. 2, 1895 г. под № 1, стр. 228) о роде Собакиных написано: «Данило Григорьевич Собакин, боярин (см. роспись Нагих № 5). В 1495 переехал с братом Семеном Григорьевичем Нагим из Твери в Москву, к вел. князю Иоанну Васильевичу. Он него пошли Собакины». Здесь же (т. 2, № 46) записан отец Михаила Васильевича Собакина, Василий Никифорович Собакин, думный дворянин, окольничий (1676).
Михаил Васильевич Собакин родился в конце 1650-х гг. Был женат на Евдокии Давыдовне Племянниковой, двоюродной сестре царицы Евдокии Лопухиной. 14 октября 1687 г. М. В. Собакину «сказан» чин окольничего. В 1689 и 1694 г. он участвовал в учениях Потешных войск Петра I.
Есть и упоминание о Лукиановой пустыни: «…с которыми Его Величество ездил тогда в Александрову слободу и в Лукианову пустыню, куда последовало за ним и потешное войско. Там Великий Государь приказал упражнять их конными всякого рода экзерцициями, и продолжав оное по три дня, возвратился в Москву» (И. И. Голиков «Деяния Петра Великого, т. 1, стр. 68, 231, 1837 г.).
Помещичьи владения М. В. Собакина в Александровском уезде – село Спас-Шимохтино (с деревнями Каблуково, Новоселка), где в 1727 г. на его средства был построен каменный двухэтажный храм.
Таким образом, в основном ссылаясь на рукописные материалы Н. С. Стромилова (ф. 195, ед. 41, 42) приводим описание захоронений и надписей на стенах в усыпальнице:
I. «игумен Авраамий скончавшийся 1718 года сентября 13 дня на 42 году 7 мес. От рождения и почти на 13 году своего настоятельства в Лукиановой пустыни, в которой и обретался он, один только из настоятелей достойно погребенным под храмом и к тому же еще в его настоятельство закладенным, совершенным и освященным».
II. «Домни́н Кондрат Никифоров, новой Александровой слободы прикащик, представился 30 июля 1723 года в два часа дня. По преданию сохранилось, что Домнин был последний Александровой слободы городовой прикащик».
III. Собакины — коих 5-ть каменных (кирпичных) саркофагов (гробниц):
1) из коих одна с гербом и с одной стороны начертанием: «Тайный советник, Сенатор Главной коллегии и Иностранных дел Член, оной же коллегии, депутат при сочинении новаго уложения, Мастерской и Оружейной конторы Главной судья и Ордена Св. Анны кавалер — Михайло Григорьевич Собакин преставился 1773 года февраля…»
2) с начертанием «погребена телом благородная дева дщерь окольничаго Михаила Васильевича Собакина-София, жития своего земнаго от рождения 31 года преставися 1713 года…».
3) с начертанием «погребена телом раба Божья Евдокия Давыдовна супруга окольничаго Михаила Васильевича Собакина, дщерь же стольника Давыда Исааковича Племянникова, поживе с рождения своего 52 года и 27 дней и предаде дух свой 1717 года марта 27 дня».
Собакины, как видно из вкладной книги Лукиановой пустыни щедро жаловали обитель вкладами, утварью, одеждами церковными и деньгами. Н. С. Стромилов хотел издать вкладную книгу Лукиановой пустыни отдельным документом, но очевидно что-то помешало его планам. В настоящее время, вкладная книга Лукиановой пустыни пока не найдена. Здесь приводятся лишь некоторые записи и выдержки из вкладной книги, сделанные Стромиловым (ф. 195. ед. хр. 42, л. 108 — 109):
«171? году августа 1 дня окольничей Михаил Васильевич Собакин … дал вкладу в церковь Божию по сожительнице своей Евдокии Давыдовне – образ Пресвятые Богородицы именуемые Толгские, да образ Всех Святых, что принесен с телом Софии Михайловны, да по ней же ризы разные, как образов и их окладов, так и риз имеется подробная опись.
1728 году сентября в день Михаил Григорьевич Собакин дал вкладу на поминовение жены своея Татьяны ризы (коим сделана подробная опись), а принял у него игумен Макарий, а подлинная опись в ризничной книге.
1773 года февраля 6 дня по полудни в 5-ть часов преставился в Москве тайный советник, сенатор, Главной коллегии иностранных дел член, оной же коллегии депутат при сочинении нового Уложения, Мастерской и Оружейной конторы главный судья и ордена Св. Анны кавалер Михайла Григорьевич Собакин, коего тело по отпевании в Москве в приходской его церкви погребению привезено в здешнюю Лукианову пустыню того февраля 12 дня и опущено в землю на другой день в особенной под соборной церковью палатке с протчими его фамилии родственниками при строителе Филарете Колчинском. При оном погребении дано на поминовение на годовую службу и за чтение через 6 недель псалтыри сто рублев.
Того ж 1773 марта 24 дня привезено с Москвы по нем же, покойном генерале Михаиле Григорьевиче, в Лукианову пустыню вкладу ткани, ризы и одеяния священнические (подроб. их описание), одежды в соборной церкви на престол (подробная ей опись), да занавесь в соборную церковь к царским дверям (подробная их опись), да привезено и на гроб положено камня белого плита, да на ней поставлен камень резной герб его превосходительства и подпись рождения и преставления его вызолочен и красками написан, да на гроб дана икона Знаменья Пресв. Богор.
1774 году дано в Опекунский совет в Москве в банку 1000 руб. с проценту в пустынь получать по 40 рублев. Того ж году дано в Лукианову пустынь на починку ветхостей 1000 рублев. Да по нем же покойном дано: ризы и на них две звезды кавалерские — вообще полное священническое облачение.
Здесь приводятся не все документы, которые удалось собрать по дворянскому роду Собакиных, будем надеяться, что еще много удастся найти.
В проведенных сохранных работах в усыпальнице нам оказали неоценимую и действенную помощь сотрудники Александровского художественного музея во главе с директором Евгением Николаевичем Усановым, руководители нескольких коммерческих организаций г. Александрова и района, а также простые жители г. Александрова, чьими руками был убран строительный мусор из усыпальницы. Так, всем миром и был придан усыпальнице более благопристойный вид.