Однажды к Спасителю нашему подошел некий знаток закона Моисеева. Законник подходит со словами искушения, вопрошая Его: «Что мне делать, Учитель, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Сердцеведец Господь говорит: «Что написано в законе? Ты должен знать как знаток Ветхого Завета, что Священное Писание говорит в ответ на этот вопрос. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслью твоею, всею крепостью твоею и ближнего своего как самого себя». И, наверное, законник смутился, потому что на это нечего было возразить. Ему не удалась попытка обвинить Спасителя в нарушении закона, и тогда он вопрошает: «Кто этот ближний человек, которого я должен возлюбить?»
И тогда Спаситель ему отвечает хорошо известной нам притчей.
Некий человек шел от Иерусалима в Иерихон. Дорога эта была самым небезопасным местом, потому что в этих местах жили большие группы разбойников. Иудеи никогда не ходили поодиночке – если человек отправлялся в путь один, то он мог лишиться имущества и даже жизни. И далее Спаситель продолжает – естественно на этого одинокого путника напали разбойники, избили до полусмерти и оставили умирать на обочине дороги.
В это время по дороге шел иудейский священник, который, увидев своего единоплеменника, лежащего в крови, взглянул на него взглядом сожаления, но прошел мимо. А после него шел левит (младший чин служителей при храме Соломона), но тоже прошел мимо умирающего человека. У нас, конечно, возникает вопрос: «Ведь эти люди были служителями Бога, и они знали ветхозаветную заповедь о любви к ближнему! Как же они могли так поступить?!»
Но они так сделали не потому что были плохими служителями, а совсем по другой причине. Они шли для совершения череды священнослужения. По закону Моисееву, если священник прикасался к крови, то он считался нечистым и не мог совершать служение. Этот священник и этот левит стали перед выбором – либо помочь человеку, но оскверниться, либо пройти мимо: либо последовать закону, либо последовать голосу совести. И они выбрали следование закону.
И после этого по дороге шел самарянин. Самаряне — это практически иудеи. Но со временем они смешались с языческими народами и соблюдали ветхозаветный закон по-другому. Между двумя народами была страшная ненависть и неприязнь. Правоверный иудей скорее готов был умереть от голода и жажды, чем принять пищу из рук самарянина.
И самарянин тоже стал перед выбором: или последовать традициям своего народа и пройти мимо, или последовать голосу совести и оказать милость. И вот этот самарянин, враг, взял этого несчастного человека и посадил его на своего осла, омыл ему раны, помазал их елеем, привез его в гостиницу, там его оставил и сказал хозяину гостиницы: «Если ты какие-то претерпишь издержки, то я, когда буду идти обратно, все возвращу».
После этого Христос спрашивает: «Кто из этих трех людей был ближний для иудея?» Законник, не смея произнести, что ближним стал самарянин, сказал: «Ближним ему стал створивший милость». И тогда Господь ему говорит: «Иди и ты поступай также».
Промыслительно, что это Евангелие мы читаем накануне Рождественского поста. Время поста – это время, когда человек должен становиться хотя бы чуточку больше христианином, чем он бывает обычно, когда больше времени должно посвящать молитве, воздержанию, добрым делам. И ближний для христианина – это всякий человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути и который находится в нужде.
Это всякий человек, даже который нам неприятен, или, может быть, даже является нашим врагом, но этому человеку нужна помощь и поддержка. Безусловно, сотворить милость такому человеку очень непросто. Но если мы этого не сделаем, то мы тогда не вправе говорить о том, что мы последователи Христа Спасителя.
Эта притча – некий меч, который обнажает, какие мы есть на самом деле! В нас мало милосердия, и мы это видим каждый день своей жизни. Мы постоянно делим людей на чужих и своих, даже в храме порой так поступаем. Часто своим словом и даже взглядом мы можем человека на многие годы оттолкнуть от Бога и Церкви.
Задумаемся над этой притчей и приложим ее к своей жизни. Мало знать Евангелие, знать эту притчу, нужно это все прилагать к своей собственной жизни. Не случайно Господь постоянно в Евангелие: «Имеющий уши да слышит!» И сегодня давайте спросим себя: «А мы на кого похожи в этой притче?» И вновь услышим слова Спасителя, которые обращены к каждому из нас: «Иди, и ты твори также».