Сегодня в Евангелии прозвучали слова Самого Господа Иисуса Христа, о том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего (Лк. 19:10).
Каждому бросается в глаза страшное слово – «погибшего». Кого пришел «взыскать и спасти» Господь? Иуду ли, который несколько лет ходил и общался с Христом, видел все Его чудеса, но продал Господа? Вот он погибший. Но спас его Господь? Нет, не спас, потому что этот человек явно и сознательно пошел против Истины, против совести.
Спас ли Господь фарисеев, которые снаружи казались благочестивыми, но на деле в Бога не веровали и Самого Христа всю жизнь гнали, оскорбляли, клеветали, наконец, предали Пилату, возбудили народ и распяли. Господь их не спас, потому что они противились Истине, Духу Святому, живущему в душе каждого человека и с особой силой, явившемуся в деяниях Христовых.
Господь пришел взыскать и спасти тех погибших, которые с сокрушением сердечным сознают свою гибель, понимают, что они далеки от Господа, грехами своими оскорбляют Господа каждую минуту. Если человек осознает это свое ужасное состояние, что он гибнет, недостоин обратиться к Господу, что он враг Божий, так как постоянно нарушает заповеди Божии, если человек осознает все это и припадет ко Господу от всего сердца со слезами обвиняя во всем себя, а не других, – тогда он окажется в числе тех погибающих, которых пришел спасти Господь. Всех тех, которые сознают себя погибающими, каются пред Господом, не скрывают, а, напротив, открывают самих себя, все свои мерзости Господу, плачут о них, — их пришел Господь спасти.
Вот почему Спаситель и говорит фарисеям и всем мнимым праведникам: мытари, грешники, любодейцы раньше вас войдут в Царствие Божие, потому что они видели свои грехи и каялись в них. Мытари, например, видели, что они брали больше, чем требовалось законом, что обманывали народ, и когда сознавали это, то плакали о своих грехах, как мытарь Закхей (Лк. 19:2–10). Мнимые же праведники, которые надеялись на свои дела, добрые только по наружности, а внутри испорченные то тщеславием, то расчетом, то лицемерием и лукавством были осуждены и отвергнуты Спасителем. Господь, пришел взыскать и спасти тех погибающих, которые сознали свою гибель, которые никогда не старались казаться пред людьми хорошими, сознавали свои грехи, плакали пред Господом, умоляли Его, чтобы Он простил их.
Если и мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи и спас нас, то мы также не должны выставлять себя праведниками, а должны дома в уголке просмотреть себя, свою жизнь, поплакать пред Господом, и не раз, и не два, а, если возможно, каждый день умолять Господа: Господи, я погибаю, потому что я не верю Тебе, спаси меня.
Из проповеди игумена Никона (Воробьева), 1963 г.