Притчей о мытаре и фарисее Церковь указала нам как должно и как не следует молиться, потому что приближается Великий пост, время усиленного молитвенного и постного подвига. Святой праведник Русской Земли о. Иоанн Кронштадтский говорил: «Ты видишь в церкви, как священнослужитель производит каждение. Когда кадило горит и благоухает фимиамом, тогда получается благолепно … А если кадило холодное … и самое каждение тогда теряет свой смысл. Помни, что наша молитва иногда … подобна кадилу холодному, ибо иногда не бывает того, что должно ее воодушевлять, … прямого и смиренного обращения к Богу».
Когда мытарь пришел в церковь он ничего, кроме грехов, не принес, а ушел оправданным. Вот что может сделать смиренная молитва. Теперь, когда Церковь ждет от нас усиленного молитвенного труда, будем помнить этот пример. Всегда имей этот пример мытаря перед глазами своими. Кто из нас без греха?! Ведь безумие, если кто-то решил, что он грехов не имеет. Ничего, кроме грехов, мытарь не принес в церковь Божию, но он был оправдан, ибо смирился перед Божьей правдой, просил о милости и милость получил.
Не нужно лишь думать, что фарисей ушел окончательным сыном погибели. В Евангелии сказано про мытаря, что он ушел оправданным больше, чем фарисей. Значит, какую-то милость от Господа и фарисей получил. Это предупреждает нас, что молитвой фарисея не годится молиться. Он начал хорошо: «Боже, благодарю Тебя», а потом испортил свою молитву превозношением: вместо того, чтобы поблагодарить за то, что Бог дал ему возможность творить добрые дела, он стал хвастаться перед Лицом Божиим своими делами. Церковь нам говорит в молитвословиях той недели, что нужно не только подражать смирению мытаря, но и брать пример с добродетелей фарисея, ибо у него добродетели были, он их только обесценил своим превозношением.
Молись же Богу, душа человеческая, но смиренно, как молился мытарь. Если так будешь возносить свою молитву, то Господь примет ее и тебя оправдает, как мытаря оправдал. Аминь.
Из проповеди митрополита Филарета (Вознесенского).