О блудном сыне.

Притча о блудном сынеКаким образом можно «перевести» эту притчу в понятия, которые относятся непосредственно к нам? Часто мы разрушаем глубокие отношения, потому что привыкаем, что любящий нас человек дает, – дает щедро, постоянно, никогда не вспомнив о себе; и легко постепенно забыть дающего, помня только дары. Это случилось с блудным сыном, это случается постоянно в наших взаимоотношениях.

Взаимоотношения устанавливаются, потому что мы видим человека во всей его красоте, и этот человек являет величие, щедрость души и жертвенность. А потом постепенно человек для нас все больше утрачивает значение, а дары становятся все более вседовлеющими. Источник забывается, обесценивается, и важна только вода, текущая из него ручейками. Если мы и дальше продолжаем так относиться, человек существует для нас все меньше и меньше. Блудный сын сказал своему отцу: «Отдай мне то, что будет моим, когда ты умрешь»; иными словами: «Давай согласимся, что ты больше для меня не существуешь; мне нужно только то, что ты можешь дать». И как блудный сын, мы некоторое время живем из полученных даров: сердце еще согрето теплом, которое нам было дано, ум еще живет богатством былого общения. Но постепенно это истощается, потому что не питается от источника, и мы делаемся голодными.

Все то время, что мы могли проживать полученные дары, мы окружены людьми, которые хотели поживиться от того, что мы получили, как блудный сын окружен людьми, пока он был богат богатством отца. Но когда ничего от богатства не осталось, они отпали. И оскудение вошло в его жизнь вторично: он отверг одно человеческое взаимоотношение, а теперь сам был отвергнут другими; остался один. Питаться было нечем, и он ходил изголодавшимся.

Часто в нашей жизни случается, что, оторвавшись от источника взаимоотношений, мы оказываемся изголодавшимися. То, что мы утратили, – это качество живых отношений с Богом и с людьми, которые нас окружают! Мы не можем всю жизнь жить на подарках; жизнь возможна только в непрерывном взаимообмене, когда мы столько же податели, сколько и приниматели щедрости людской и Божией. Когда нам голодно, когда мы в отчаянии, изголодавшись, умираем, значит, настало время задуматься и понять, что мы согрешили против Неба, против отца, против брата, против ближнего – против всякого человека вокруг нас. Согрешили – значит, порвали связь, стремясь не иметь отношений дарующего, а относясь, как побирушка, пиявка.

И тогда, значит, настало время возвращаться: домой, туда, к тем, кто питал нас, давал щедро, заботился. И, в конечном итоге, к Богу, Источнику всех благ.

Но часто, пытаясь вернуться, мы встречаем не отца, а старшего брата, который никогда не имел подлинной любви, дружбы, ни с нами, ни с отцом. Того, который может похвалиться, что он всегда честно работал, делал все, что нужно – но безразлично: выполнял обязанность, которой не избежишь, работу ради обеспеченности, труд в обмен за принадлежность к дому.

В нашем опыте человеческих отношений мы не всегда только блудный сын; мы часто являемся старшим братом. И приходящего к нам встречаем словами: «Было время, я тебе был другом! Было время – мы жили в общении, которое мне было драгоценно, – ты разбил его! Раны мои зажили, не хочу я больше раскрыться, иди к другим». Как часто мы являемся старшим братом?

А отец бежит вперед, чтобы встретить заблудшего: случалось ли нам когда-либо поступить так? Готовы ли мы дать ему его первую одежду, окутать былым взаимоотношением? Готовы ли мы, когда он промотал наше сокровище, унизил, обокрал, доверить ему наш перстень? Дали ли мы ему, как говорит притча, обувь на ноги, чтобы он мог ходить безопасно?

Задумаемся в таких категориях; и если мы так задумаемся, каждый сможет обнаружить, на чем он стоит; в каждом переплетаются все элементы этой трагической и дивной притчи. Но недостаточно обнаружить это; мы должны отречься от той личности, которой мы были до сих пор, вернуться, и просить о прощении, о милости. Просить прощения у Бога легко, потому что Бог никогда не говорит нам: «уйди от Меня!» Но просить прощения у тех, которых мы оскорбили, и которые обидели нас.

Мы можем сделать что-то – так, что когда предстанем перед Судом, мы бы взглянули на Судию и сказали: «Оправдания мне нет, – но я сделал, что мог; помилуй и спаси!»

Из проповеди митрополита Антония Сурожского.

11 февраля 1990 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *