Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельской заповедью о примирении со всеми братьями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Это — первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.
Без этого всесердечного примирения со всеми, без погашения взаимных огорчений и вражды нельзя и начинать самого поприща поста. Царство Божие — светлое общество сынов Божиих, царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам. Кто лишает себя этого духовного сокровища враждой и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия — Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.
Без искреннего всесердечного примирения со всеми братьями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава. Что пользы будет от поста, когда мы, воздерживаясь от пищи телесной, гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних. Когда, боясь осквернить уста запрещенной снедью, не боимся того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия.
Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне подобны фарисею; когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина, а на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего? Что пользы, если мы будем и каяться, испрашивая прощение своих грехов, сами не простив ближнему и не примирившись с ним?
Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом. Без этого, сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждой дух наш не разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения.
Господь говорит: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).
Если мы дерзнем приступить к Таинству Святого Причащения без истинной любви друг к другу, имея дух злобы, мщения, вражды к ближним — мы попираем Святыню, и Кровь Господа вменяем ни во что.
Последуем доброму обычаю по зову нашей матери Церкви и попросим прощения друг у друга, особенно же у тех, кого чем-либо оскорбили. По немощи нашей природы, по обстоятельствам жизни в наших условиях, неизбежны столкновения, огорчения, а потому и постараемся чрез взаимное прощение смягчить наши души и взаимные отношения. Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа.
Из проповеди приснопоминаемого архимандрита Кирилла (Павлова), 1963 г.