Вспоминая ныне прп. Иоанна Лествичника, этого великого наставника духовного, размыслим о существе христианской духовной жизни.
Большинство людей имеют о существе духовной жизни христианской весьма слабое понятие. Многие скажут, существо это в деятельной любви как главной добродетели христианской. Ответ верный, но взгляд на христианскую любовь, господствующий в современном обществе, совершенно неправильный. Ведь любовь есть венец духовных добродетелей, а люди забывают, что к этой вершине, по слову Самого Господа, нужно идти путем тесным (Мф. 7, 14). Люди хотят прямо срывать розы и не хотят знать, что к ним можно дойти, лишь путем болезненной борьбы со страстями и похотями. Хотят срывать цветы любви, направившись ложным путем преступлений и пороков.
Ведь не сразу Господь начал призывать людей к высшим добродетелям духовным, но прежде обращался ко всем с призывом: «Покайтесь, обратитесь от злых дел ваших!» Всех последователей Своих призывал Господь к тому, чтобы отвергнуться пристрастного себялюбия, а апостолы призывали «распять плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24).
Но если кто и оставил грубые плотские пороки и страсти, тот совершил только еще начальные шаги из жизни плотской в область жизни духовной. Истинно духовная жизнь состоит главным образом во внутреннем духовном делании, борьбой с помыслами, чувствами, желаниями, всеми движениями нашего существа, противными любви ко Христу; и только таким образом очищается и предуготовляется сердце для приобретения истинной любви. Непрестанное духовное бодрствование – вот тот путь тесный, который приводит к духовному совершенству, ибо очищенная душа легко, по самой своей природе восходит на эту высшую ступень духовного совершенства.
Большинство людей не придает значения тому, какие помыслы постоянно проходят в их душе, признавая себя вполне правыми пред Богом, если избегают явно порочных дел или делают какое-либо добро людям, считая свои добрые дела подлинным проявлением христианской любви. Людям мира сего кажется, что постоянное бодрствование над помыслами и духовное созерцание – дело пустынников, а не людей, живущих в миру. Но не Христос ли говорил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), не Он ли изъяснил, что истинное служение Богу совершается в духе и истине (Ин. 4, 24)? Не Он ли осудил людей, чтущих Его устами, а сердцем далеких от Него (Мф. 15, 8)? Не Он ли говорил, что оскверняют человека лишь исходящие из сердца помышления злые (Мф. 15, 19)? Не Он ли постоянно очищал сердце учеников от тщеславия, пристрастия к благам мирским, после того как апостолы оставили все (Мф. 19, 27)?
Итак, неразумно поступают люди, когда осмеивают внутреннее духовное делание подвижников, существенно необходимое для всех истинных последователей Христовых. Церковь сравнивает человека, плененного различными страстями, с попавшимся к разбойникам, которые избили человека и оставили еле живым. Люди, находящиеся в плену у страстей, потеряли сознание бедственности своего духовного состояния, уловленные от дьявола в его волю (2 Тим. 2, 26). Различные страсти: гнев, зависть, злоба, сребролюбие, похоть плотская и т. д. – подобно разбойникам мучат души людей и совсем убивают в них духовную жизнь: люди не могут и шага сделать в жизни духовной. В таком бедственном состоянии они и остались бы, если бы не пришла им помощь отвне – от Самого Христа и Его благодати, от тех духовных наставников, которые способны сжалиться и возлить елей духовного врачевания на язвы душ, болящих от страстей своих.
Если же и не найдется подобных духовных наставников в окружающем нас обществе, то имеем многих наставников небесных, каковы, например, отец Иоанн Кронштадтский или преосвященный Феофан, в своих писаниях столь прекрасно изобразивший путь духовного совершенства христианина в Боге. Аминь.
Cвященномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской.
Слово в Неделю 4-ю Великого поста.
Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 12 марта 1906 года.