Знаем мы из книги Бытия, что сотворил Бог человека по образу Своему и по подобию (Быт. 1, 26), что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Итак, дух и душа человека имеют свое начало в Духе Божием и потому способны к общению с Ним.
В день Благовещения Пресвятой Богородицы после нашествия на Нее Пресвятого Духа пламенела Пресвятая Дева Божественным огнем, подобно неопалимой купине, которую видел Моисей в пустыне. И освятил Святой Дух Ее человеческое естество превыше Ангелов и Архангелов, Серафимов и Херувимов. Никто из других людей никогда не был в таком близком общении с Духом Божиим, как Пресвятая Дева Мария.
Но не только в этой исключительной форме возможно общение духа человеческого с Духом Божиим; оно происходит и иначе, в форме потрясающего воздействия Духа Божия на дух человеческий, как видим мы это в житиях святых и прежде всего в изумительном житии преподобной Марии Египетской, блаженной памяти которой посвящена пятая неделя Великого поста.
В неге и роскоши, жизнью, полной греха и разврата, жила в Египте эта блестящая молодая красавица, не помышляя о глубокой нечистоте своей. Но Всеведущему Богу было известно, на какие подвиги общения с Духом Божиим была способна она. И Он остановил Марию на ее погибельном пути внезапным потрясением ее души. Пред духовными очами Марии вдруг предстала отвратительная нечистота ее жизни, она содрогнулась всем существом своим и с пламенной молитвой обратилась к Пресвятой Богородице, икона которой висела над дверью храма. Пресвятая Богородица удостоила ее ответа: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой душе твоей».
Дальнейшая 47-летняя жизнь Марии в Заиорданской пустыне была сплошным рядом изумительных воздействий Духа Святого на ее душу и тело. Невозможно объять всю глубину ее непрестанного общения с Духом Божиим, которым достигла она уже в этой земной жизни, великой близости, если даже не равенства с бесплотными силами небесными!
Прямые воздействия Духа Святого на душу человеческую испытывали не только великие святые, но часто переживаем их и мы, рядовые и даже слабые христиане. И нас, подобно Марии Египетской, останавливает Господь Бог на кривых и греховных путях нашей жизни весьма различными потрясениями души нашей. Как часто неожиданно рушатся воздвигаемые нами по нашим желаниям здания жизни нашей, если строим мы их, руководствуясь страстями, а не по заповедям Спасителя нашего! Как часто посылаемая Богом тяжкая болезнь заставляет нас остановиться в стремлении богатства или славы земной.
Будем же помнить, какие неоценимые духовные блага получила преподобная Мария Египетская после того, как остановил ее Христос Бог на погибельном пути. Ко всему тяжкому и неожиданному, что приходится нам переживать, будем относиться с глубокой покорностью воле Божией, а не с греховным ропотом на Бога, спасающего нас. Аминь.
Из Слова в Неделю пятую Великого поста архиепископа Луки (Войно-Ясенецкий), 1959 г.