Мы сегодня совершаем память святого Апостола Фомы, но редко задаем себе вопрос: кто же он был, почему он мог усомниться?
Кроме того места, где вспоминается о его избрании Спасителем на апостольство, мы читаем в Евангелии о нем только два раза. Первое место: когда Христос говорит ученикам, что Ему надлежит вернуться в Иудею, чтобы воскресить Своего друга Лазаря, и только Фома говорит: «Пойдем с Ним и умрем с Ним…» Когда ученики видели во Христе только наставника, он был готов по любви и верности к Нему просто с Ним умереть – не защитить Его, а только разделить с Ним Его судьбу…
И вот этот человек ставит вопрос другим ученикам: Возможно ли это?!.. Они ему рассказывают, что видели воскресшего Христа, и он этому не может поверить. Почему?
До того, как Дух Святой сошел на Апостолов, они оставались теми же робкими, часто непонимающими, колеблющимися людьми. Как он мог поверить, что воскрес Христос, когда единственное свидетельство о Его воскресении было в том, что эти ученики ликуют, радуются – и, однако, остаются теми же самыми людьми, не изменившимися, ничем не отличными от того, чем они были раньше? Чтобы принять весть о воскресении, ему нужна была другая достоверность, он понимал, что если воскрес Христос, то все на свете изменилось, что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно Бог в этот мир вошел и его преобразил в мир вечной жизни…
И когда Спаситель встал перед ним, он уверовал, потому Он предстал перед Своими учениками не как тот Иисус из Назарета, который был их учителем, а как воскресший Господь, в силе и славе Своего воскресения – однако с руками и ногами и боком, прободенными гвоздьми и копьем…
Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и преобразовать в победу, но пока есть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа. В вечности Он нам предстанет, верно, именно таким, потому что Его распятие говорит о бесконечной любви Божией… И увидав Его, распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через нашу жизнь: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!..
Но те, кому мы скажем о Воскресении Христовом, те, кому мы объявим, что Он воскрес, – как могут они поверить, если мы будем подобны тем Апостолам, которые могут только ликовать о том, что пережили, но не могут явить ни силу, ни славу Воскресения?.. И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать народом новым, обновленным, другими людьми: людьми, в которых торжествует победа над смертью уже теперь, потому что мы, приобщившись к смерти Христовой, живем вечной жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной…
Тогда мы не боялись бы смерти, не боялись бы страдания, не боялись бы ничего на свете, потому что этой жизни не может отнять у нас никто. Мы шли бы тогда свидетелями того, что воскрес Христос, потому что другие видели бы в нас людей научившихся любить, даже если это стоит жизни временной, научившихся верить в человека, как только Бог в человека умеет верить, все побеждать, отдавая себя безгранично в радости, любви и победе Господних. Аминь.
Митрополит Сурожский Антоний. Из проповеди на Фомино Воскресенье. 7 мая 1978 г.