Память прпп. Лукиана и Корнилия Александровских.

Крестный ходСегодня память преподобных и богоносных отцов настоятелей Лукиановой пустыни Лукиана и Корнилия Александровских чудотворцев и воспоминание чуда от монастырской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, бывшее в 1771 году.

Преподобный Лукиан основал нашу обитель при запустевшем храме Рождества Богородицы в лесной дебри, именуемой «Псковити́ново Ра́менье» в 1650 году. Матерь Божия впервые явила здесь Свою милость и чудеса еще в конце XVI века. Троекратное обретение здесь образа Царицы Небесной люди восприняли тогда как знамение и волю Божию быть на месте сем храму в честь Пречистой Девы, что и исполнили, построив деревянную церковь посреди леса.

Изобильные чудеса и знамения Божий Матери от Ее святой иконы во множестве привлекали в этот храм людей, но мирная жизнь была прервана смутным временем начала века XVII. Храм, как и весь край Александровский, запустел и обветшал без людского присмотра.

Здесь-то и нашел себе место для подвига отшельнического преподобный Лукиан, спустя полвека после всех этих событий, найдя святую икону единственной неповрежденной, среди руин. Восстановив и заново отстроив храм, решил он создать при нем и монашескую обитель, к чему подвигли его пришедшие под его руководство благочестивые люди. Не без искушений исполнилось святое дело, — не раз подвижники были изгоняемы по зависти врага рода человеческого диавола. Но не может враг долго противиться воле Божией, обитель в честь Рождества Богородицы, наконец, была создана, и преподобный Лукиан стал первым ее  настоятелем.

Почил преподобный в 1655 году, пробыв настоятелем 5 лет, в день храмового праздника монастыря, Рождества Пресвятой Богородицы, обещав не оставлять обитель своим заступничеством, если сподобится милости Божией. Он был погребен подле воссозданного им храма, а обитель, возникшая его трудами, со временем стала называться Лукиановой.

Незадолго до кончины, основал Лукиан и девичий монастырь в честь Успения Божией Матери в г. Александрове по просьбе боголюбивых горожан. Он был отцом для обеих обителей, и достойным продолжателем его трудов  стал преподобный Корнилий, избранный братством Лукиановой пустыни на настоятельство в 1657 году. Корнилий расширил и обстроил каменными храмами и зданиями обе обители, его знали, ценили и уважали как богоносного старца люди царского рода. Даже сам благоверный государь земли Русской Феодор Алексеевич был с паломничеством в Лукиановом монастыре три раза. Но особенно потрудился преподобный Корнилий в устроении женской Успенской обители, где провел остаток дней до самой кончины в 1681 году. Подвижник был погребен в подклети храма Св. Троицы, построенного его трудами.

Так возникла незримая духовная связь между монастырями, которая с особенной силой проявилась в 1771 году, когда при строителе иеромонахе Иоанникие  над Россией пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду проводились крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей. Историей засвидетельствовано немало случаев, когда после такого всенародного моления грозная опасность отступала.

Подобное чудо случилось и во граде Александрове. Местные жители с горестной мольбой обратились за помощью к Божией Матери и Ее угодникам Лукиану и Корнилию. И после крестного хода с монастырской чудотворной иконой Рождества Богородицы из Лукиановой пустыни в Успенский женский монастырь, с обнесением образа вокруг города, чума отступила.

Традиция этого крестного хода была установлена еще святым Лукианом в 1654 году, когда Преподобный принес ее для освящения Успенской церкви в учрежденной им женской иноческой обители. После его смерти крестный ход стал совершаться ежегодно в августе на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Теперь же, в память чудесного избавления города от смертельной опасности, он стал совершаться в неделю 6-ю после Пасхи, «о слепом», и продолжается по сей день с перерывом богоборческих лет.

С тех пор Лукиановская икона Рождества Богородицы стала известна повсюду, и доныне состоит в списке чудотворных икон Царицы Небесной, известных всем православным людям, а преподобные Лукиан и Корнилий стали почитаться в народе как святые. В память о чуде была построена каменная часовня над местом погребения преподобного Лукиана. Она была около шести метров высотой. На гробнице лежала деревянная доска с изображением преподобного Лукиана в полный рост, в руке Преподобного был свиток с текстом его духовного завещания.

Порядок крестного хода в конце XIX века был описан краеведом Н. С. Стромиловым.

«Чин крестного хода следующий: в субботу пятой седмицы по Пасхе игумения Успенской обители просит настоятеля Лукиановой пустыни отпустить икону Рождества Пресвятой Богородицы для посещения Александровского Успенского девичьего монастыря. К сему известному всем празднику бывает большое стечение народа из окольных сел и деревень верст за 50, даже из ближних городов Переславля Залесского и Троицко-Сергиева посада. Часть усердствующих богомольцев слушает в Успенской обители всенощную, а другие идут в Лукианову пустынь поклониться иконе Рождества Богородицы и там, в субботу слушают всенощную, а в воскресенье раннюю обедню, после которой, в сопровождении настоятеля и богомольцев начинается шествие иконы из Лукиановой пустыни в Александров. На пути в Александров, в селе Бакшееве и двух деревнях бывают той чудотворной иконе молебные пения с водоосвящением, четвертое молебное пение совершается в самом городе в слободе, так называемой Садовней, куда выходит на сретение, также с крестным ходом, духовенство Александровского Успенского девичьего монастыря и городской Преображенской церкви. По совершении сего, с водоосвящением, молебна икона священнослужителями монастыря вносится в Успенскую женскую обитель, где в Троицком ее соборе с пришедшими из Лукиановой пустыни священноиноками отправляется соборно Божественная Литургия. После обедни в сопровождении многочисленных богомольцев продолжается ход большой улицей города, среди коего выходит на сретение духовенство Христорождественского собора, и, отпев тут молебен с водосвятием, сошедшееся духовенство направляется за город по Троицкой дороге к часовне Всемилостивого Спаса, где совершается опять молебное пение с водоосвящением.

По совершении сего икону с принесенными с ней из пустыни образами Спасителя, Богородицы Одигитрии и Воскресения Христова относят в Успенскую обитель. Икона Богоматери бывает в Успенском монастыре до дня Вознесения Господня. В это время ей обносятся все кельи жительствующих в монастыре, начиная с настоятельницы. В кельях чередным монахом Лукиановой пустыни совершается молебное пение с водоосвящением. В день Вознесения Господня, а иногда в отдание Пасхи, после полудни, часу в четвертом, препровождается икона из Успенской обители в Христорождественский собор, где и остается до выхода из города. Из собора принимается икона обывателями города в их дома для молебствия, откуда переносят св. икону в городскую приходскую Преображенскую церковь. Перед выходом из города икона опять вносится в соборную церковь Успенской обители, откуда окончательно провожается за город по дороге в Лукианову пустынь. По случаю принятия иконы для богомолья в селения на пути, и около него, и в прочие в уезде, и даже за пределы оного – возвращается она в пустынь только к годовому празднику обители, к 8-му сентября. В этот день стечение богомольцев весьма значительно, даже из дальних уездов Владимирской и из соседних епархий стремятся толпы народа, иные – чтобы помолиться чудотворной иконе, а другие – чтобы побывать вместе с тем и на ярмарке, открывающейся ежегодно в этот день за монастырской оградой».

За время богоборчества святая чудотворная икона была утрачена, и традиция крестного хода прервалась, но милостью Божий, после возобновления в обители монашеской жизни, в 1991 году во вновь открытом женском монастыре г. Александрова был обретен список (копия) чудотворного образа, выносившийся в XIX веке на крестные ходы вместо оригинала, т. к. древнюю икону в то время уже оберегали. А почитание преподобных Лукиана и Корнилия как святых было возобновлено и узаконено в 1984 году решением Патриарха Пимена. Так был посрамлен враг-диавол и в этот раз. Само открытие Лукиановой пустыни оказалось связано с возобновлением  крестного хода и состоялось в 6-ю неделю по Пасхе 21 мая 1991 года.

Будем же молить Пресвятую Деву, заступников наших Лукиана и Корнилия, чудотворцев не оставлять нас своим заступничеством и предстательством пред Богом во все дни жизни нашей!

Фотоальбом крестного хода 2017 года опубликован в разделе Галерея.

Здесь описание крестного хода на сайте Александровской епархии.

Описание богослужения праздника в Успенском женском монастыре.

Фотоальбом праздника в Успенском женском монастыре.

Комментарии закрыты.