Сегодня евангельское повествование говорит об одном из величайших чудес Христовых – исцелении слепорожденного. Христос так сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).
Он пришел на суд над теми, которые в гордом превозношении считали себя видящими, просвещенными, с презрением относящимися к простому народу. В чем состоял этот суд? Как Господь невидящих сделал видящими, а видящих сделал слепыми?
Он о Себе сказал: «Я свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). Он принес миру свет духовный, тот свет, которого не знали считавшие себя видящими и просвещенными; показал миру, что они глубоко заблуждаются, что они на самом деле духовно слепы. Он пришел для того, чтобы принести миру учение, которое открыло бы свет духовный всем.
Он свет принес в мир, и все смиренные сердцем, кроткие, которые раньше считались слепыми, всем сердцем уверовали в Него и пошли по пути, указанному Им. Они сердцем своим ощутили и восприняли свет, принесенный Христом. Они пошли за Христом, со всем усердием стали исполнять заповеди Христовы, и за это стали они близкими Господу. В их сердца, очищенные этой верой и любовью, вселился Сам Бог.
А несчастные, полные гордости, считающие себя все знающими и понимающими, отвергли Христа, Его заповеди, путь, указанный Им. Это те видящие, которые стали слепы.
Эти слова Христовы слышали некоторые фарисеи, и спросили Господа: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
Если бы они были действительно ничего не знающими, темными людьми, то грех неверия не вменился бы им. Надо было бы им сперва прозреть, уверовать в Христа, и тогда греха не было бы на них, они были бы во свете. «Но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Но так как в гордости и самомнении считаете себя зрячими, вождями народа израильского, то грех остается.
Грех состоит в том, что не поверили Мне, были равнодушны, сердца окаменелыми, когда видели бесчисленные чудеса, слушали проповедь и учение Мое. Именно потому, что все это видели и слышали, и тем не менее не веровали в Меня, считая себя зрячими, грех ваш остается на вас, и вы останетесь навсегда слепы.
После того, как Христос исцелил слепорожденному очи телесные, Он теперь говорит фарисеям о слепоте духовной. И так же слепы все те, в чьи сердца не проник свет Христов. Несчастные, которые остаются в духовной тьме, не желают знать света истинного, Божественного, который принес людям Христос.
Не зная этого света, находятся в непрестанной тьме все злые люди, все ненавидящие братьев и сестер своих, все богохульники, лжецы, клеветники, нечистые, оскверняющиеся блудом и прелюбодеянием, а прежде всего, все гордые, совершенно лишенные смирения, ибо не могут быть близкими ко Христу, не могут веровать в Него все те, кто идет путем, не указанным Им, – все делатели неправды, все немилосердные, все воры, все бандиты.
А нам, которым открыл Христос путь ко спасению, надо навсегда запомнить слова Христовы в ответ фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Не думайте, что если крестились во имя Святой Троицы, исповедуете грехи свои, причащаетесь многократно Тела и Крови Христовых, исполняете все обряды Церкви, часто молитесь – не думайте, что вы уже не во тьме, не будьте самонадеянны. Смотрите каждый день в сердце свое, нет ли там какой тьмы. И если увидите там хоть малейшую тьму, тотчас же слезами, горькими слезами разгоните эту тьму. Аминь.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
10 мая 1953 г.