Неделя 5-я по Пятидесятнице.

Исцеление бесноватыхИсцеление двух бесноватых.

Раз за разом мы слышим в Евангелии рассказы о людях, которые были исцелены от болезни. Христос не исцелял всех и каждого: один человек в толпе оказывался исцеленным, а многие, тоже недужные телом или душой, исцелены не были. И это происходит потому, что для того, чтобы принять действие благодати Божией в исцеление тела или души, мы должны раскрыться Богу: не исцелению, а Богу.

Мы часто хотели бы исключить болезнь из нашего опыта жизни не только потому, что болезнь идет бок о бок с болью, но главным образом потому, что она напоминает нам о нашей хрупкости. Не это ли главная причина, почему мы изо всех сил боремся за выздоровление, хотим вымолить себе здравие?

Если мы из таких предпосылок просим Бога исцелить нас, вернуть нас в состояние цельности, это значит, что мы просим только о том, чтобы забыть о нашей смертности, вместо того чтобы она была нам напоминанием, что дни проходят, что время коротко. Если мы хотим достичь полного роста, к которому мы призваны на земле, мы должны спешить стряхнуть с себя все, что в нас самих есть смертоносного. Потому что болезнь и смерть обусловлены не только внешними причинами; в нас злопамятство, горечь, ненависть, жадность, которые не дают нам жить теперь, в настоящем времени, вечной жизнью; той вечной жизнью, которая и есть попросту жизнь в полном смысле слова.

И когда мы приходим к Богу, прося нас исцелить, мы должны раньше приготовить себя к исцелению. Быть исцеленным не означает только вернуться обратно к такой жизни, какой мы жили прежде; это значит стать целым для того, чтобы начать новую жизнь. Ветхий человек должен уйти, чтобы новый человек жил, и мы должны быть готовы стать этим новым человеком через смерть прошлого для того, чтобы начать жить заново. Как Лазарь, который был вызван из гроба не просто обратно в прежнюю его жизнь, но чтобы, пережив что-то, что не поддается описанию никакими человеческими словами, войти в жизнь вновь, на новых основаниях.

Способны ли мы принять исцеление? Задумаемся над этим, потому что мы все больны, так или иначе, мы все хрупки, мы все слабы, мы все неспособны жить полнотой даже той жизни, которая нам дарована на земле! Задумаемся над этим, и начнем становиться способными открыться Богу так, чтобы Он мог сотворить Свое чудо исцеления, сделать нас новыми, но так, чтобы мы несли свою новизну, поистине Божию новизну в мир, в котором мы живем.

Митрополит Сурожский Антоний.

23 июля 1989 г.

Комментарии закрыты.