Иеромонах Алипий родился в 1723 году в городе Тешин, находившемся в австрийской Силезии. Отец его австриец мещанин Вильям Клаус занимался торговлей, по вероисповеданию был католиком. В своих послужных списках иеромонах Алипий писал, что он «фамилии не имел, цесарской нации римского исповедания католицкаго закона, купецкой сын. Будучи в малолетстве учился по латыне и по француски понемногу».
Отроком, 1736 году, он был вывезен в Москву и жил в семье московского вице-губернатора Петра Ивановича Вельяминова-Зернова, где его обучили русскому языку, а также чтению и письму. В 1738 году, «по восприятии христианского закона», был крещен в православной церкви с наречением ему имени Александр. «Светскую жизнь провождал в домех господских, но видя слабое свое здоровье, возимел желание вступить в монашество», и поступил во Введенскую Островную пустынь, относившуюся тогда к Переславской епархии.
23 ноября 1753 года, получив увольнение от дома Вельяминовых, по указу из Переславской Духовной консистории настоятелем Введенской обители игуменом Иоасафом 30-тилетний Александр был пострижен в монашество с наречением ему имени Алипий . Монах Алипий был назначен казначеем пустыни, а также исполнял послушание пономаря.
В 1756 году 27 мая при служении в соборной церкви Воскресения Господня в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре епископ Переславский Амвросий (Зертис-Каменский) рукоположил его в иеродиакона, а 9 июня – в иеромонаха, и определил строителем (т.е. настоятелем в сане иеромонаха) Введенской Островной пустыни. На этой должности иеромонах Алипий был до 1760 года, когда его перевели экономом в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
В 1762 году он был назначен экономом в Переславский Данилов монастырь, а через год тоже экономом в Архиерейский дом — кафедральный Успенский Горицкий монастырь города Переславля-Залесского. Спустя полгода иеромонаха Алипия определили настоятелем в Переславский Борисоглебский монастырь, что на песках. Одновременно он был назначен присутствующим в Духовной Консистории. В это время церковное начальство обвинило его в допущении «чрезмерного» почитания имевшейся в монастыре Казанской иконы Божией Матери: «вступясь собою в неосновательные слухи, по возобновлении оной образ на публичном в церкви к народному молебствию месте поставил и без исследования разгласил за чудотворный». На этом основании, а также по обвинению в бытность его экономом архиерейского дома продаже в Лукиановой пустыни леса с ущербом для обители, иеромонаха Алипия признавали не способным к начальственным должностям, однако еще более двух десятилетий его назначали настоятелем разных обителей.
При введении монастырских штатов в 1764 году Борисоглебский Переславский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. Иеромонаха Алипия епископ Сильвестр (Страгородский) вернул в Горицкий монастырь, определив ризничим и казначеем.
В 1769 году отец Алипий вновь был назначен настоятелем, на этот раз в Николаевскую Сольбинскую пустынь. В 1775 году им была начата пристройка к летнему Никольскому храму каменной трапезы с приделами.
В 1778 году иеромонах Алипий был назначен строителем в Лукианову пустынь. В октябре 1780 года его обязали быть также духовником Александровского Успенского девичья монастыря. Ссылаясь на свою неспособность по болезни к должности духовника и строителя, уверяя, что обязанности строителя Лукиановой пустыни он исполнял в течение двух лет «с крайним изнеможением», отец Алипий просил Переславского епископа Феофилакта (Горского) избавить его от этих должностей, и отпустить на место пострижения — во Введенскую Островную пустынь.
Но в Успенском монастыре скончалась в это время игумения, и Архиерей настаивал: «Лукиановскому строителю быть непременно духовником при девичьем Успенском монастыре, с таковым подтверждением, чтоб под его присмотром сохранено было всякое благоустроительство в поведениях монашескаго общежительства: жалование получать ему по штату духовническое».
22 декабря того же 1780 года епископ Феофилакт, признавая, что исполнявший 28 лет различные должности «строитель Лукиановский Алипий по болезненным своим припадкам двух должностей нести никак не может», распорядился освободить его от обязанностей духовника, «но не оставлять ему своим надзиранием девичей Успенский женской монастырь за неимением тамо настоятельницы». В должности же строителя Лукиановой пустыни отца Алипия Владыка оставил до времени, пока не «предусмотрен будет способнейший заступить должность сию», обещая потом отпустить его в братство Введенской пустыни.
В марте 1781 года иеромонах Алипий по доверенности от еп. Феофилакта избрал для назначения настоятельницей в Успенский Александровский монастырь монахиню Алексеевского московского монастыря Павлу (Щепотьеву). В игумении ее посвятили, но выбор этот был неудачен: спустя год после многих жалоб насельниц и неудовольствия самого архиерея она была уволена от должности.
В августе 1781 года иеромонах Алипий снова подал прошение на имя правящего архиерея: «1753-го года пострижен я именованный по желанию моему в Введенской Островской пустыне … с котораго времени находился я во всяких разных послушаниях, а наипаче при доме архиерейском при пяти архиереях в послушаниях экономических и настоятельских, и строительских, и ризнических и казначейских, и духовнических, а ныне в Лукиановой пустыне имеюсь строителем, которой строительской должности нести не в состоянии, понеже за крайними давно продолжительными внутренними умножившимися и разсыпавшимися во всем моем теле болезнями не только каковой либо должности, но и священнослужения исправлять, призная себя совсем неспособным. Того ради … всепокорнейшее прошу за прописанными моими болезнями от строительской той уволив должности, определить меня на обещание в Введенскую Островскую пустынь на покой с малым за понесенные мною труды пропитанием, и приказать мне дать келлию, или куда Ваше Высокопреосвященство за благо разсудит изволите, и о сем моем прошении милостивую резолюцию учинить».
На увольнение Архиерей согласился, а вот во Введенскую пустынь помещать отца Алипия не хотел: «Строителя Алипия Лукиановского, в разсуждении усилившихся в нем болезней уволить от строительства и определить его на жительство в монастырь, в который сам пожелает, с произвождением надлежещаго пропитания или празднаго иеромонашескаго жалования. Но а прозьба его о жительстве в Введенскую пустынь совсем неосновательна, в разсуждении тамошней строгой жизни и монастырскаго устава».
13 октября отец Алипий приехал в Переславскую духовную консисторию, и выслушав резолюцию Владыки на свое прошение, настаивал, «что он Алипий желает жительство иметь по обещанию ево в Введенской Островской пустыни, в которой и тамошние монастырские уставы по возможности своей сколько может нести будет, а священнослужения исправлять он Алипий по болезни своей не может».
14 октября епископ Феофилакта согласился: «Бываго строителя иером. Алипия определить на жительство по его желанию в Введенскую Островскую пустынь, а от священнослужения по болезненным его припадкам уволить, ежели ж когда сам пожелает отслужить, оное не возбранять… Строителю же Введенскому с братиею предписать указом, что б означенного иеромонаха Алипия за честныя его поведения, и за оказания им в различных послушаниях труды, содержанием тоя пустыни безропотно во всем удовольствовать, и никаких укоризн и оскорблениев ему не причинять, и ни в какия монастырские послушания без ведома нашего не употреблять. При всем том и означенного Алипия в консистории обязать подпиской, чтоб он уставам Введенския обители и сам непреложно был подчинен, не предпринимая ничего такого, что несогласно с правилами пустынного общежительства».
По указу от 23 октября 1781 года, сдав дела вновь назначенному настоятелю Лукиановой пустыни, иеромонах Алипий наконец-то водворился в возлюбленной им Введенской пустыни. Но дни свои закончить в ней ему было не суждено: в 1783 году он был переведен в Переславский Никитский монастырь в число братии, а 28 июля того же года определен строителем в Переславский Николаевский монастырь, где и был настоятелем до конца 1786 года. Дальнейшая судьба его и дата кончины нам не известны.
Источники:
1). ГАВО, ф. 584, оп. 2, д. 58 — «Историческо-Статистическое сведение о Лукиновой Пустыне», 1850 г.
2). ГАЯО, ф. 1200, оп. 3, д. 922. Дело об увольнении строителя иеромонаха Алипия с должности 20 авг. – 29 окт. 1781 г., на 10 л.
3). ГАЯО, ф. 1200, оп. 2, д. 481. Новое название: Правила для монахов и списки постриженных, 11 января — 25 апреля 1765 г., на 102 л.
4). ГАЯО ф. 1200, оп. 2, д. 727. Переславская Духовная консистория. Книга исходящих бумаг за 1775 г., на 135 листах.
5). ГАЯО ф. 1200, оп. 1, д. 488. Дело об определении духовника Успенский дев. мон. иером. Мелхиседека на жительство в монастырь, на его место строителя Лукиановой пустыни иером. Алипия, 9 окт.-22 дек. 1780 г., на 18 л.
6). ГАЯО ф. 1200, оп. 3 д. 903. Дело о произведении в игуменьи монахиню Алексеевского дев. монастыря Павлу Щепотьеву в Успенский дев. монастырь 1781 г. на 14 л. Л. 1а.
7). ГАЯО ф. 1200, оп. 4, д. 95. Ведомости о монашествующих за 1785 год, на 145 л. Л. 53об-54.
8). ГАЯО ф. 1200 оп.2, д.919. Ведомости о настоятелях и монашествующих в монастырях Переславского уезда за 1786 год, на 70 л.