КРЕСТНЫЙ ХОД

Лукианова пустынь, икона Рождества БогородицыКрестный ход с чудотворной иконой Рождества Богородицы «Лукиановская» до начала 1920-х годов был одним из центральных церковных событий в Александровской округе. Он всегда совершался при массовом стечении православного народа и был отмечен особым торжеством.

Сам чудотворный образ, с которым совершался крестный ход, впервые прославился еще в 1594 году, когда он трижды необъяснимо переносился из села Игнатьево в лесную глушь, на месте которой располагается ныне Лукианова пустынь и, таким образом, фактически указал место ее основания. В течение веков икона широко почиталась на Александровской земле и прославилась многими чудесами.

Впервые крестный ход с чудотворным Лукиановским образом Божией Матери учредил еще сам преподобный Лукиан. По древнему преданию, изложенному священником Успенского женского монастыря г. Александрова Николаем Воскресенским в составленной им летописи, «… в моровой 1654 год, когда эпидемия чумы уносила жизни монахинь и мирян, преподобный Лукиан пришел навестить инокинь с Небесною Утешительницею – святою иконою Рождества Пресвятыя Богородицы, и молить Ея благосердие вместе с ними, дабы Она избавила и защитила Своим покровом Успенскую обитель от губительной язвы». Это было накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, 14 (27) августа. Еще одним поводом к этому было освящение Успенской церкви в Свято-Успенском женском монастыре. «Сей благочестивый обычай… принял и преемник Лукиана преподобный Корнилий. После него время сей обычай освятило…»

Успенский женский монастырь

Таким образом до третьей четверти XVIII в. торжество ежегодно совершалось накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы.

В 1771 году, в настоятельство в Лукиановой пустыни иеромонаха Иоанникия (1768-1771), над Россией вновь пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсеместно учреждались крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносились вокруг городов и весей; историей засвидетельствовано множество случаев, когда после такого всенародного моления грозная опасность отступала. Так случилось и в городе Александрове: после совершенного вокруг города крестного хода с чудотворной иконой Рождества Богородицы из Лукиановой пустыни в 6-ю неделю по Пасхе, эпидемия резко пошла на убыль, а потом и вовсе прекратилась. Вследствие этого чуда традиция совершения крестного хода была перенесена на 6-е воскресенье после Пасхи.

Как именно совершался в прежние века крестный ход мы можем представить благодаря описанию священника Успенского монастыря иерея Николая Давидовича Воскресенского, составленному в 1850 г.

Лукианова пустынь

К этому дню народ во множестве стекался в монастырь из окрестных сел и городов Переславля-Залесского и Сергиева Посада. В воскресенье после ранней обедни начиналось шествие из обители в город Александров. На пути в деревнях и въезде в город совершались многочисленные молебны с водоосвящением. Навстречу крестному ходу выходило духовенство Успенского монастыря и Преображенской церкви города. В Троицком соборе женского монастыря собором священников Лукиановой пустыни, Успенской женской обители и городской Преображенской церкви совершалась божественная литургия, после которой ход продолжался по центральной улице города, на которой его встречало духовенство Христорождественского собора. Совершив молебен с водосвятием, шествие направлялось за город к часовне Всемилостивого Спаса, принадлежащей Лукиановой пустыни, рядом с которой были массовые захоронения жертв чумы 1771 г. После этого святую икону относили в Успенскую обитель, где совершалось окончание праздника. Икона оставалась в Успенском монастыре до Вознесения Господня, после чего она отправлялась в Христорождественский собор, из которого принималась жителями города в дома для совершения молебнов. Образ возвращался в пустынь только к престольному празднику обители к 8 (21) сентября. При выходе из города икона вновь приносилась в Троицкий собор Успенской обители, откуда при молебном пении, всем духовенством города Александрова и гражданами окончательно провожалась в Лукианову пустынь. Во все время продолжения хода в Александрове звонили в колокола. По прибытии, чудотворная икона Рождества Богородицы водружалась на свое законное место, и в обители совершались богослужения престольного праздника. После этого на лугу подле южной стены монастыря раскидывалась ярмарка, на которой приезжие крестьяне окрестных деревень и городов продавали плоды своих трудов. Ярмарка продолжалась в течение недели.

Лукианова пустынь, башня, ярмарка

До революции эта ежегодная традиция соблюдалась неизменно. В 1920 году, первой из монастырей Владимирской епархии, была закрыта Лукианова пустынь. Несколько монахов еще некоторое время продолжали проживать в монастырских зданиях до окончательного изгнания, но храмы были опечатаны, имущество передано в ведение Александровского музея, и крестный ход стал невозможен. В 1922 году, при изъятии церковных ценностей, была снята риза с чудотворной иконы. Сама же она была вывезена в музей «Александрова слобода». Советской властью в это время были окончательно запрещены все крестные ходы и колокольный звон.

В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий еще тогда собор Лукиановскую икону Рождества Богородицы, «весьма дорогую для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена, а сама икона с тех пор пропала. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остается неизвестным.

Крестный ход при открытии монастыря 1991 г.

Через 70 лет 12 мая 1991 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, называемую «о слепом», крестный ход был возрожден! Местные власти без всяких споров отдали в ведение Церкви руины некогда величественной Лукиановой пустыни, никому тогда не нужные. И вот по благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия из города Александрова в разоренную Лукианову пустынь отправилось шествие с подобранной похожей по размеру и иконографии иконой Рождества Богородицы, в которое отправились все верующие города Александрова. С ними шли и первые насельники возрождаемой обители. Вскоре встал вопрос о местонахождении чудотворной иконы. К сожалению, ни в музее «Александровская слобода», ни в других музеях, обладающих коллекциями православных икон, она обнаружена не была, и до сих пор пребывает сокрытой от нас.

Но в 1992 году в Успенском женском монастыре совершенно неожиданно нашелся точный список XIX века чудотворной Лукиановской иконы. Всего в пустыни было три списка иконы Рождества Богородицы позднего письма, сделанных для выноса их из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче. С тех пор эта вновь обретенная икона заняла место чудотворного образа в Богоявленском храме обители и с этой иконой стали совершаться ежегодные крестные ходы из г. Александрова в Лукианову пустынь.

Лукианова пустынь

Крестный ход 2005 г.

Через несколько лет исторически сложившийся порядок совершения крестного хода был восстановлен, и он, как и прежде, стал совершаться из Лукиановой пустыни в Свято-Успенский Александровский женский монастырь.

Лукианова пустынь, Лукиан и Корнилий АлександровскиеВ этот же день празднуется общая память преподобных Лукиана и Корнилия Александровских.

После недельного пребывания в Успенской обители, икону принимают в других храмах города Александрова, а также в храмах городов Струнино и Карабаново.

Лукианова пустынь

Крестный ход 2009 г.

Лукианова пустынь

Крестный ход 2010 г.

Лукианова пустынь

Крестный ход 2011 г.

Лукианова пустынь

Крестный ход 2012 г.

Лукианова пустынь

Крестный ход 2013 г.