Икона Рождества Богородицы «Лукиановская»

Это главная святыня Лукиановой пустыни, с нее началась история монастыря в далеком 1594 году. После троекратного перенесения этой иконы из храма села Игнатьево за три версты на место будущей обители (тогда это были глухие лесные дебри, называемые в народе «Псковитиново Раменье»), она обрела здесь свое пристанище в перенесенном сюда деревянном храме.

01.ОсновнаяЧерез шестнадцать лет после этого чуда последовало разорение и запустение всех окрестных сел вследствие польско-литовского нашествия и русской смуты начала XVII века. Запустел и храм с чудотворной иконой. Священник Григорий, живший при храме и совершавший здесь богослужения, пропал (возможно, он удалился отсюда сам), местность обезлюдела, и только промысел Божий хранил святыню в течение тридцати с лишним лет от уничтожения. Когда пришел сюда молодой подвижник Иларион (будущий преподобный Лукиан), по свидетельству летописи, крыша на храме от времени прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Богородицы сохранился неповрежденным. Получив откровение от Божией Матери, угодник Божий решил остаться на этом месте навсегда. Вскоре он был пострижен здесь в монашество с именем Лукиан и после великих трудов и скорбей основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором чудотворная икона занимала главное место.

IMG_20151029_130434

Царь Феодор Алексеевич

После смерти преподобного Лукиана в 1655 году, его преемник преподобный Корнилий расширил и возвысил монастырь, сделав его известным многим знатным людям Москвы и даже самому царю Феодору Алексеевичу. Благоверный и благочестивый царь трижды посещал Лукианову пустынь для поклонения знаменитому образу и для совета с преподобным старцем Корнилием.  С этого времени монастырская икона обрела название «Лукиановская».

2К 1714 году (времени составления игуменом Авраамием летописи обители) было известно двенадцать чудес, происшедших от иконы, которые были там зафиксированы.

В 1771 году, в настоятельство иеромонаха Иоанникия, Божия Матерь вновь оказала заступление и помощь страждущим людям и явила новое великое знамение от Своей Лукиановской иконы, прекратив эпидемию чумы в городе Александрове после совершения крестного хода с чудотворным образом вокруг города. Благодарный за избавление от лютой смерти народ решил возвести этот крестный ход в 6-ю Неделю по Пасхе в традицию, которая продолжается и по сей день.

IMG_0299На икону неоднократно делали ризы и оклады. Последний раз серебро-позлащенная чеканная двусторонняя риза с драгоценными камнями в венцах была сделана в 1843 году тщанием Александровских купцов первой гильдии, почетных потомственных граждан И. Ф. Варанова и П. С. Зубова. При этом старая риза украсила точную копию образа, которая заменяла чудотворный в Богородице-Рождественском соборе на период ежегодно совершаемого крестного хода в город Александров. В пустыни было три списка чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, сделанных в XIX веке сделанных для выноса их из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче.

В 1874 году чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы подробно описал замечательный александровский краевед Н. С. Стромилов: «она древнего письма, не позднее XVI века Новгородского пошиба, по зеленому полю, от давности потемневшему, на гладкой расколовшейся на две половины доске размером в длину 13,5 верш., а в ширину 11 верш. (примерно 50х60 см)».

Довольно подробно ее описывает Косаткин: «Явленная, чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы… кипарисная доска гладкая, но треснула, вдоль на две почт равные половины, на ней иконописное поле зеленое, очень потемневшее; на нем написаны праведные Богоотец в пустыне, и Анна в саду молящимися: ниже Иоаким и Анна, между ними младенец Мария в колыбели и около нея прислужница; налево Анну на одре приветствуют трое слуг, пришедших с дарами по случаю рождения ею Марии, которую в виду матери две прислужницы хотят погружать в купель; внизу под иконою изображена каменная стена городками и в середине низа иконы сосуд воды, из которого в три струи льется вода и 2 лебедя пьют воду, а другие 2 лебедя по краям иконы XVI века. Риза сребропозлащенная чеканная, 1843 года». (Косаткин В. В. Монастыри и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов. Ч. 1: Монастыри. Владимир, 1906).

В годы богоборчества  явленный более 300 лет назад образ был ограблен (с него сняли пожертвованную предками революционеров драгоценную ризу) и вывезен из закрытой к тому времени обители во вновь образованный музей «Александровская Слобода». Прихожане Христорождественского собора города Александрова в 1927 году обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы, «весьма дорогую для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Однако богоборствующими властями просьба не была удовлетворена и впоследствии икона исчезла из музея, вероятно таким же образом, как исчезла она когда-то в конце XVI века из храма села Игнатьево. К сожалению до сих пор местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Богоматери «Лукиановская» остается сокрытым от нас.

IMG_1468-1Вскоре же после открытия Лукиновой пустыни в 1991 году на чердаке Троицкого собора Успенского женского монастыря (тоже открытого к тому времени в г. Александрове на территории музея «Александровская Слобода») был найден один из трех списков иконы XIX века. Тогда же он был возвращен в обитель и торжественно поставлен на месте исчезнувшего чудотворного образа в восстанавливающемся Богоявленском храме. Список этот несколько меньших размеров (35х45 см), но точно повторяющий композицию и стиль знаменитой иконы. Сейчас это основная почитаемая святыня нашей обители находится в Богоявленском приделе храма святого Богоявления.

02.МалаяА еще через три года верующие из деревни Исаевка отдали в монастырь другой список Лукиановской иконы. В XIX веке он находился в часовне села Игнатьево. Часовня эта стояла на месте того самого храма из которого в 1594 году исчезала икона Рождества Богородицы и который был перенесен тогда на место будущей Лукиановой обители. В 1960-х годах село это было упразднено, а последние его жители переехали в другие места, в том числе и в деревню Исаевка, что в двух с половиной километрах от нашей обители. Среди них была и женщина, у которой хранилась спасенная в то время от поругания икона. Сейчас эта икона находится в алтаре Богоявленского храма.

IMG_4121В 1998 году в обители был написан еще один список иконы Рождества Пресвятой Богородицы в точном соответствии с описанием его в исторической литературе.

Перед почитаемым в обители списком чудотворного Лукиановского образа еженедельно служится акафист и читается молитва, составленная в позапрошлом веке. Свой день братия монастыря начинает с молитвы перед этой иконой на полунощнице. Последним чином на вечернем богослужении в храме является чин прощения, когда братия обители прикладываются к иконе Рождества Пресвятой Богородицы, мощам преподобного Лукиана и испрашивают друг у друга прощение. Нет пока явных знамений, подобных совершенным в знаменитом прошлом монастыря,  но почти каждый из насельников пустыни может рассказать не об одном малом чуде, совершаемом по молитве к Божией Матери перед Ее знаменитой иконой.