Неделя 15 по Пятидесятнице.

О наибольшей заповеди.

Две заповедиМф. 22, 35-46.

Однажды некий законник спросил Иисуса: «Какая наибольшая заповедь в законе»? А Господь Своим ответом дал ключ к каждой заповеди закона. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Задача – чтобы любовь была сердцевиной всякого дела.

Дела могут выглядеть противоречиво. Сказано: «чти отца и мать». А прп. Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери. Сказано: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». А Иоанн Златоуст, по просьбе матери, медлил оставлять мир, и сделал это только после ее кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а прп. Алексий, человек Божий человек сразу после свадьбы тайно ушел от молодой жены и вообще из дома. Ап. Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» (1 Кор. 11, 32), — а прп. Симеон Столпник так перетягивал веревкой свое тело, что оно начало гнить, и распространяло такой смрад, что его даже изгнали из монастыря.

Сколько примеров, когда подвижники, вопреки церковному закону, при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9, 3). Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца, и Которого они возлюбили всей душой и всем помышлением своим?

Всегда поступающий по любви идёт по жизни, как по острию меча: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем».

Почему в одном рождается любовь, а в другом – нет? Апостол пишет, что у иных диавол, «ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа»; а иным «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил … сердца… познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Но не с Бога надо спрашивать, почему одним Он попустил быть ослепленными, а другим повелел прозреть; Бог каждому говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим», — а также: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь обращается к каждому, потому что каждый наделён свободой, и с Божией помощью может всё. И не почему-либо, а только по своей свободной воле один дает себя ослепить, а другой тянется к прозрению и свету.

Из проповеди протоиерея Вячеслава Резникова.

Комментарии закрыты.