Неделя 31 по Пятидесятнице, святых праотец.

Притча о званных и избранных.

Неделя праотецЗа две недели до праздника Рождества Христова Церковь напоминает нам о его приближении и воспоминает святых, живших до этого события – ветхозаветных пророков и всех благочестивых людей, с верой ожидавших пришествия Спасителя. Это целый сонм великих праотцев, воссиявших богоугодной жизнью еще до Христа.

Но в то время как небольшое число благочестивых людей ожидало явления Христа Спасителя на земле, большая часть народа израильского отвергла Божий глас и лишила себя вечной блаженной жизни, о чем и читалось сегодня в Святом Евангелии.

Один человек сделал ужин, звал на него многих и послал раба пригласить их. Однако первый сказал ему: купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, другой: купил волов и иду испытать их, третий: я женился и потому не могу прийти. Тогда, разгневавшись, хозяин дома велел пойди по городу и приведи нищих, увечных, хромых и слепых. Это было сделано и осталось еще место. Тогда господин приказал звать всех подряд, чтобы наполнить дом, чтобы никто из прежде позванных не смог вкусить ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Ср: Лк. 14, 16-24).

Ближайшим образом эта притча относится к иудеям, которые в течение многих веков приготовлялись действиями Божественного Промысла к принятию Спасителя, однако по увлечению греховными удовольствиями не вошли в лоно Его Церкви. После того как званые оказались недостойными. Под образом всех нищих, увечных, хромых и слепых, которые соглашаются быть участниками великой вечери, разумеются люди, обладающие естественными недостатками, но готовые следовать за Господом для достижения Царствия Небесного.

Более глубокий смысл притчи в том, что вначале на вечерю приглашаются люди, занимающиеся законными трудами и утешающиеся семейными радостями; Сам Господь дал заповедь трудиться, и иметь жену. И, тем не менее, все они гибнут за то, что среди житейских забот и попечений, забыли о долге повиновения и почтения к своему Господину.

И сейчас есть такие люди, которые, обладая добродетелями в различных трудах и занятиях, совершенно забывают о Боге. Они уповают на свою праведность и остаются глухи ко всякому призыву к спасению. Плоды духа недоступны живущим без мысли о Небе, и поэтому без тяжких грехов и злодеяний миролюбец и сластолюбец, подвергается вечной погибели.

А нищие духом, сознающие неспособность собственными силами устроить свое спасение, алчущие и жаждущие правды, отвечают на призыв Христа. Все святые праотцы, память которых мы вспоминаем сегодня, вышли из среды нищих духом, смиренномудрых  и торжествуют ныне на брачной вечере кроткого Агнца.

Вступают в сонмы избранных Божиих и многие из тех, которые творили порочные и постыдные дела, но потом, от всего сердца раскаявшись, уврачевали себя покаянием, как Мария Египетская или Моисей Мурин.

Мы все являемся призванными в Царствие Небесное. Будем поэтому внимательны к гласу Божию, есть предел нашему земному существованию, придет время, когда милосердие Божие, которое ныне призывает нас к покаянию и исправлению, уступит место правосудию Божию. Очистим себя покаянием и исправимся, чтобы праздник Рождества Христова встретить с чистой совестью и духовной радостью воспеть рожденному в Вифлееме Богомладенцу: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Комментарии закрыты.