Неделя 11 по Пятидесятнице.

Притча о жестоком заимодавцеПритча о жестоком заимодавце.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф.18:23-35).

Из притчи ясно, что если мы не прощаем то малое, чем мы согрешаем друг перед другом, Бог не может простить нам то великое, что мы должны Ему. Мы разрушаем надежды друг друга, убиваем друг в друге радость, омрачаем, порочим образ Божий в себе и других людях. И когда речь идет о боли, которую мы друг другу причиняем, наш долг может быть прощен при покаянии.

Но Христос говорит, что мы должны друг другу сто монет, а Богу – десять тысяч монет. Это значит, что когда мы поступаем дурно, не следуя Его слову и примеру, это помрачает Его образ в нас. И вот это непоправимо, если только Сам Бог не исправит то, что одряхлело, не вернет утраченную нами красоту.

Проступки друг против друга исправить легко, одного слова прощения достаточно. Но то, что мы совершаем над своей душой, когда поступаем против Божией заповеди, мы не можем исправить, просто сказав: «Я поступил плохо, прости!» Мы все должники перед Богом, потому что плохо исполняем то, что Он нам поручил, когда призвал в Свою Церковь и удостоил имени «христиане». Его заповеди не стали нашей жизнью, а Евангелие – нравственной нормой. Если бы Господь был справедлив, то за все наши долги Он мог бы с нас взыскать подобному тому господину, который вспомнил о долгах своего раба. Наша надежда на Царствие Божие зиждется на том, о чем говорил прп. Исаак Сирин: «Не называй Бога справедливым, потому что, если бы Он был справедливым, ты давно за свои грехи был бы осужден на вечные мучения. Где же справедливость, если ты согрешил, а Он послал Сына Своего Единородного для того, чтобы Он взял на Себя твои грехи и ради тебя, и вместо тебя понес заслуженное тобою наказание?» В этом и заключается тайна наших взаимоотношений с Богом: мы надеемся на Его милость.

Но Господь говорит, что поступит с нами по справедливости, если и мы будем поступать с братьями по-человечески. Мы перед Богом в большом долгу, но есть люди, которые должны нам, хотя и немного. Ведь путь к обожению лежит не через абстрактные духовные состояния, но через реальные добродетели. У каждого из нас есть пространство, на котором мы можем быть богами для других людей, принося им добро и прощая долги. Мы должны это делать, если сами хотим получить прощение от Бога. Мы должны быть не просто справедливыми законниками, но милосердными самарянами, т. е. людьми, которые приходят на помощь.

Если мы посмотрим на перспективу наших взаимоотношений с Богом, то увидим, что они бывают порочными, потребительскими. И уже не Сам Он становится целью молитвы, но то, что мы можем от Него получить. Подобным образом мы относимся и к ближним. Мы ждем от них даров, сами же с большим трудом делимся тем, что имеем. Мы ждем, что Бог и люди будут нас прощать, но сами с трудом прощаем ближним. Услышав сегодня из уст Самого Господа притчу, обращенную к каждому из нас, задумаемся о своем отношении к Богу и к людям.

Комментарии закрыты.