Неделя 13-я по Пятидесятнице.

Притча о винограднике (Мф.21,33-42).

Лукианова пустынь, Неделя 13 по Пятидесятнице.Непосредственно относится эта притча к судьбе еврейского народа и раскрывает всю заботу и попечение Божие о нем и то, как он, по своему жестокосердию, навлек на себя праведный гнев Божий, тяготеющий над ним и до сего времени. Еврейский народ был любимым виноградником доброго хозяина — Царя Небесного. О нем являлось особенное благоволение и попечение; ему одному были даны все обетования; на него были излиты щедроты и милости Божии. Сам Бог говорит, что Он все сделал для него и затем уже не знает, чего бы не сделал еще для блага его. Наконец, от этого народа произошел Спаситель мира.

Чем же заплатил народ еврейский за такую к нему любовь Божию, за такое попечение, за такие милости? Самой черной неблагодарностью, жестокосердием и вероломством. Народ еврейский попрал Завет и Закон Божий, осквернил себя нечестием и беззакониями и не раз предавался идолопоклонству и неверию. Господь, видя заблуждение и развращение народа Своего, посылал к нему Своих рабов — Пророков, чтобы они обращали его от пути заблуждения на путь истины, научали его служить Богу своему верой и правдой. Но редкий из Пророков не был гоним, а многие, как, например, святые пророки Исаия, Иеремия, Иезекеиль и Захария, были преданы насильственной, мученической смерти.

В заключение же всего они не устыдились распять на Кресте своего Спасителя — Единородного Сына Божия. Это было самое ужасное злодеяние со стороны народа еврейского и вождей его. Им лишили они себя чести именоваться народом избранным, народом Божиим, хотя и оставался у них Храм с жертвами и приношениями. Справедливо отвечали они на вопрос Спасителя, что сделает хозяин виноградника с этими виноградарями, когда придет, говоря, что злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям. Они сами этим ответом изрекли справедливый суд о себе.

Вскоре Иерусалим был разрушен до основания, бо́льшая часть иудеев предана смерти, остальные же расточены по всему лицу земли. Таким образом было Царствие Божие отнято от евреев и дано другому народу, приносящему плоды его.

Новый народ, которому дано Царствие Божие, составляют сейчас христиане всего мира, обращенные из язычников; к ним принадлежим и мы. И на нас сейчас в преизобилии излиты щедроты и милости Божии, которые пребудут с нами вечно, если мы окажемся верными Господу и будем приносить Ему добрые плоды своей благочестивой жизни.

Нам даны для этого все средства. Господь устроил для нас на земле Святую Свою Церковь, учредил Святые Таинства, послал нам пастырей и учителей церковных, избрал и прославил святых угодников Своих — молитвенников и ходатаев за нас, даровал нам в покров и утешение Преблагословенную Свою Матерь — Пречистую Деву Марию, и от нас Он теперь ожидает плодов правды и веры.

Хотя настоящая евангельская притча непосредственно относится к судьбе еврейского народа, она имеет отношение ко всем верующим и во все времена. Если Церковь в целом или отдельно христианская душа будут по своему жестокосердию или вероломству подобны древним израильтянам, то отвержение их Богом и все, что изречено в притче, неминуемо придет и исполнится. Да не будет этого с нами! Будем стараться жить благочестиво: в мире, согласии и любви, не делая никакого зла и не предаваясь гневу, гордости, нечистой похоти и другим порокам, чтобы приносить Господу угодные Ему плоды жизни христианской. А прежде всего будем молиться и просить Господа, чтобы Он Сам утвердил в нас любовь к Нему и не отлучил нас от Своего святого виноградника, но по милосердию Своему помог нам достигнуть будущей вечноблаженной жизни.

Из проповеди архимандрита Кирилла (Павлова).

1962 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *