Неделя 28 по Пятидесятнице, святых праотец.

Притча о званных и избранных.

Неделя праотецОдин человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. (Лк.14:16-24).

За две недели до праздника Рождества Христова Церковь напоминает воспоминает святых, живших до этого великого события – ветхозаветных пророков и всех благочестивых людей, с верой ожидавших пришествия Спасителя. Это было лишь небольшое число народа Божиего, основная его часть отвергла Божий глас и лишила себя вечной блаженной жизни. В этом состоит основной смысл притчи, которая читалась сегодня в Святом Евангелии.

Иудейский народ в течение многих веков приготовлялся действиями Божественного Промысла к принятию Спасителя, однако по причине увлечения грехом подавляющее его большинство не вошло в лоно Его Церкви. В притче они выведены как знатные вельможи, званые на царский пир, которые отказались от него и, таким образом, оказались этого пира недостойными. Под образом же всех нищих, увечных, хромых и слепых, которые с радостью согласились быть участниками великой вечери, подразумеваются люди хоть и греховные, но готовые оставить все и следовать за Господом для достижения Царствия Небесного.

Другое святоотеческое толкование этой притчи состоит в том, что вначале на Вечерю приглашаются люди, занимающиеся законными трудами и утешающиеся семейными радостями. Сам Господь дал заповедь трудиться, и иметь жену. И, тем не менее, все они оказываются недостойными и лишаются спасения за то, что среди житейских забот и попечений, забыли о долге повиновения и почтения к своему Господину.

До сего времени есть люди, обладающие самыми различными великими добродетелями, но совершенно забывающие о Боге. Такие люди довольствуются своей праведностью, но остаются глухими ко всякому призыву к спасению. Поэтому плоды духа оказываются недоступны им, как живущим без мысли о Небе. Поэтому, даже не совершая тяжких грехов и злодеяний, миролюбец и сластолюбец лишается спасения.

Нищие же духом люди, которые сознают неспособность собственными силами устроить свое спасение, алчущие и жаждущие правды, отвечают на призыв Христа. Все святые праотцы, память которых мы вспоминаем сегодня, вышли из среды нищих духом, смиренномудрых и торжествуют ныне на брачной вечере кроткого Агнца. Вступают в число избранных Божиих и многие из тех, которые ранее творили порочные и постыдные дела, но от всего сердца раскаявшись, уврачевали себя покаянием. Такие, как преподобная Мария Египетская, преподобный Моисей Мурин и многие другие.

Всем нам нужно быть внимательными к этой притче и к этому призыву гласа Божия. Есть предел нашему земному существованию, придет время, когда милосердие Божие, которое сейчас призывает нас к покаянию и исправлению, уступит место Его суду. Необходимо очистить себя покаянием и исправиться, чтобы праздник Рождества Христова встретить с чистой совестью и духовной радостью воспеть рожденному в Вифлееме Богомладенцу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»!

Комментарии закрыты.