Обрезание Господне и память свт. Василия Великого.

Обрезание ГосподнеСегодня, на восьмой день после Рождества, Святая Церковь молитвенно воспоминает Обрезание по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Богу было угодно, чтобы Пресвятая Богородица и обручник Ее, праведный Иосиф, исполнили все согласно ветхозаветному закону. Богомладенец на восьмой день был обрезан и получил имя, на сороковой — посвящен Богу, с 12 лет стал ежегодно посещать Иерусалимский храм. Таким образом, по человечеству Он соблюдал букву закона. По Божеству же Он преобразовал весь закон так, что теперь все внешнее стало средством для достижения внутренней цели.

За литургией мы слышали отрывок из послания ап. Павла к Колосянам: Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным в совлечении греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым. В другом месте апостол говорит: не тот Иудей, кто внутреннее таков, и не то обрезание, которое наружно, по плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве. По учению святых отцов, обрезание сердца, о котором говорит апостол, заключается в отсечении страстей, — гнева, похоти, зависти, гордости, тщеславия, корыстолюбия, — всего того, что мешает нашему сердцу быть обителью Духа Святого. Обрезанное сердце есть сердце непорочное и чистое и обладающий им  становится подобен нерукотворенному храму.

Мы спасаемся не делами закона, а благодатью, но благодать  – это дар Божий и каждый знает, как трудно его сохранить. Потому путь христианской жизни такой болезненный и трудный, с утеснением себя, с отвержением всего грубого, греховного, отсечением всего того, что мешает нам следовать за Христом.

Для достижения Царства Небесного мы должны отказаться от всего, что любит мир, затем обрезать свое сердце, то есть отсечь все греховные слабости. И наконец, полностью посвятить себя Богу, отвергнуться себя, забыть о себе, как это делал на протяжении своей жизни великий столп вселенской церкви, память которого мы сегодня совершали, святитель Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Его жизнь в этом смысле является хорошим примером, потому что он был не только знатного происхождения и богат, но также щедро наделен различными талантами и дарованиями. По слову его современника и друга, святителя Григория Богослова «это был корабль натолько груженный ученостью, насколько это возможно для человеческой природы». Поистине огромны заслуги его перед Церковью.

Во время арианской смуты он был средоточием православных пастырей  Востока, отстаивал правду православия, первый признал необходимость включить в Символ веры учение о Святом Духе. Его литургия, молитвы, правила для монахов и мирян и по сей день составляют неотъемлемую часть Св. Предания и литургической жизни Церкви.

Молитвами свт. Василия да будем все мы, обрезавшие сердца наши верой, славить и благодарить Господа всей полнотой возрожденной души в ликах возлюбивших Его.

Комментарии закрыты.